Перейти к основному содержанию

Главная      ВНИМАНИЕ: АВТОПОДСТАВА!

ВНИМАНИЕ: АВТОПОДСТАВА!

Казалось бы, введение обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности должно было положить конец проблеме автомобильных подстав. Или, по крайней мере, умерить аппетиты мошенников, промышляющих таким бизнесом. Однако все оказывается сложнее: теперь и страховые компании жалуются, что вынуждены выплачивать сотни миллионов долларов в год по не совсем прозрачным искам. Мошенники провоцируют ДТП, договариваются со своей жертвой решить все полюбовно, без участия сотрудников ГИБДД, а затем вызывают милицию, обращаются в страховую компанию, уверяя, что виновник происшедшего скрылся с места аварии. Порой факт ДТП регистрируется по всем правилам, а мошенники получают постоянные компенсации благодаря "своим людям" в страховых компаниях, кочуют из одной в другую. Однако зачастую преступники по старинке продолжают "отрабатывать" самих потерпевших. И водители, купившие страховку, по-прежнему отсчитывают мошенникам наличные прямо на месте происшествия.

Старая схема автоподстав работала достаточно долго. В ней, как правило, мошенники задействовали два автомобиля. Один использовался для "сгона" жертвы с полосы. Такой автомобиль двигался сзади, моргая фарами и требуя уступить дорогу в крайнем левом ряду. Когда же водитель перестраивался, другой автомобиль, якобы собиравшийся пропустить легковушку, неожиданно ускорялся и подставлялся под удар. Эта схема практически утратила свою актуальность в наши дни. Ее активно использовали, когда мало кто страховал свою машину и не было широкой огласки подобных преступлений.

Оперативники 11-го отдела по борьбе с мошенничеством УУР ГУВД по Москве рассказывают, что сегодня по старой схеме работает не более 10 процентов автоподставщиков. По словам сыщиков, с приходом ОСАГО этот криминальный бизнес вообще на какое-то время приутих. Однако пытливый ум жадных до чужих денег граждан нашел выход из этой ситуации - мошенники научились обходить закон. Оперативники уверены, что ежедневно на дороги столицы выезжает около 500 экипажей автоподставщиков. Они рыщут по городу в поисках легких денег, постоянно меняют свои машины, линию поведения, находят все новые уловки. В частности, извлекают выгоду из Правил дорожного движения, запрещающих передвигать автомобиль с места ДТП. Автоподставщики провоцируют, а чаще имитируют столкновение в то время, как их жертва продолжает движение или переставляет автомобиль. В результате на обреченного водителя вешают вину за ложное ДТП и шантажируют, что автомобиль отъехал, пусть даже на несколько метров.

Сегодня, по словам сыщиков, изменился и портрет дорожных вымогателей. Это уже не дюжие молодчики, угрожающие поместить вас в багажник и увезти в лес или "поставить на счетчик". Напротив, это умелые психологи, интеллигентные с виду молодые люди, совсем не похожие на вымогателей. Потерпевшие рассказывают, что преступники даже вежливо предоставляли им свои мобильные телефоны, предупредительно набрав нужный номер. Правда, выяснилось, что именно так мошенники связывались с сообщниками, которые также принимали участие в схеме разводки легковерных автовладельцев.

Недавно сотрудники 11-го отдела МУРа совместно со своими коллегами из Федеральной службы охраны задержали группу таких мошенников, которые имитировали ДТП, изображали из себя жертв невнимательного водителя и раскручивали его на деньги.

Мошенники, а ими оказались трое 24-летних ранее не судимых москвичей, придумали следующий вариант заработка. Брали напрокат дорогостоящую иномарку. (Последний месяц ездили на черном

Nissan Teana, а до этого работали на Mersedes ml-320.) Заменив боковое зеркало со стороны водителя на такое же, но с повреждением, искали потенциальную жертву. Заприметив на дороге подходящего автовладельца, бросали в кузов его авто пакетик с железным грузиком - обозначали звук столкновения. Затем просили остановиться и уверяли ничего не подозревающего водителя, что он задел их автомобиль и разбил боковое зеркало. Во время разговора с хозяином машины они отвлекали его внимание и незаметно оставляли кусочком наждачной бумаги царапину на его авто. Показывая потертость на корпусе, молодые люди продолжали доказывать удивленному водителю: "У тебя сбоку свежая царапина, это ты нас задел". Видя его сомнения, подставщики просили назвать им страховую компанию и номер полиса. Со своего мобильного телефона они звонили третьему сообщнику и передавали трубку водителю. Под видом страхового агента мошенник сообщал автовладельцу, что его случай не страховой, так как машина с места ДТП уехала, следовательно, никакие выплаты страховая компания производить не будет. Далее такой же звонок делался якобы в автосервис, где оговаривалась сумма ущерба. В последнем случае за "разбитое" зеркало эта преступная группа получила от водителя ВАЗ-21140 более двадцати тысяч рублей.

Мошенники оказывали психологическое давление, предупреждали свою жертву, что сейчас приедут сотрудники ДПС и заберут у нее водительское удостоверение, так как место аварии покинуто. К тому же один из подставщиков оказался однофамильцем начальника Управления ГИБДД Московской области Сергея Сергеева. Так вот, этот молодой человек говорил, что он не кто иной, как сын генерала Сергеева и сейчас же позвонит своему отцу и все расскажет. В этот момент водители окончательно сдавались, сетовали на несправедливость в жизни, на коррупцию, на плохие страховые компании и отдавали деньги на ремонт. Жертвами самозванцев, как правило, становились мужчины пенсионного возраста - владельцы автомобилей "среднего класса". Мошенники просчитали, что у хозяина такого автомобиля наверняка есть деньги, чтобы оплатить незначительный ремонт, зато "лезть на рожон" он не будет. Пакетик с грузиком попадал обычно в новенькие отечественные авто или недорогие иномарки. На автомобили дороже 25 - 30 тысяч долларов подставщики не нападали - опасались, что владелец, хоть и платежеспособный, может оказаться каким-нибудь влиятельным человеком. Потрепанные российские машины тоже не удостаивались такой чести - у их хозяев наверняка не окажется с собой запрашиваемой суммы, а деньги брали на месте. Машины выбирались без пассажиров -лишние свидетели были ни к чему, да и уговорить одного человека легче. С женщинами категорически не связывались, понимая, что дамы при ДТП зачастую начинают лить слезы, сами такие вопросы не решают, звонят мужьям, отцам или же покровителям, среди которых, чем черт не шутит, может действительно оказаться какой-нибудь генерал. Подставщики пользовались тем, что они сотни раз отрабатывали такие ситуации, стали профессионалами своего дела, а водитель, пусть даже бдительный, слышавший о подобных историях, скорее всего, впервые сталкивался с этой проблемой. И потом, не каждый готов признаться себе, а тем более другим, что его обманули и "развели". Легче верить, что действительно по-хорошему разошлись с вежливыми генеральскими сыновьями. По словам оперативников, обращений в милицию было мало, и есть случаи, когда потерпевшие, решившиеся написать заявление, получали отказ в возбуждении уголовного дела и совет обратиться в суд. Таким образом, без особых проблем ежедневно молодые люди зарабатывали не меньше тысячи долларов, "отрабатывая" как минимум троих автовладельцев. Оперативники предполагают, что подставщики работали не один год, поэтому обманули сотни автолюбителей. В настоящее время устанавливаются другие эпизоды деятельности мошенников. Проверяется информация об их причастности к серии аналогичных преступлений в Москве. Всех, кто пострадал от действий этих преступников, оперативники просят звонить по телефону: (495) 694-89-80.

Ожидается, что вскоре и в России будет введена упрощенная система фиксирования происшествия. Поправка, по которой на место ДТП можно будет не вызывать сотрудников ГИБДД, должна вступить в силу с 1 декабря 2008 года. Согласно проекту, это станет возможно при участии в ДТП не более двух автомобилей, застрахованных по ОСАГО, и отсутствии потерпевших, жизни и здоровью которых причинен вред. При этом оба водителя должны быть согласны в оценке размера ущерба, не превышающего 25 тысяч рублей.

Возможно, эти нововведения хотя бы немного изменят в лучшую сторону сегодняшнюю ситуацию на дорогах. Однако сыщики считают, что при всех своих плюсах введение этой системы вызовет увеличение количества автодорожных мошенничеств. Поэтому оперативники советуют автовладельцам в любых сомнительных случаях по-прежнему обязательно вызывать ГИБДД, причем только с собственного мобильного телефона. А также внимательно следить за своим автомобилем даже после происшедшего, не писать никаких расписок, не ехать в сервис, не отдавать документы, по возможности сфотографировать на телефон повреждения обеих машин. Мошенники отстанут. Но даже если они останутся ждать сотрудников ГИБДД, не теряйтесь и объясните все известные вам обстоятельства, а также уточните тот факт, что другой автомобиль также покинул место предполагаемого ДТП.

***

С 1 марта 2008 года вступили в действие поправки в закон об ОСАГО. Сумма выплат увеличилась, изменились страховые суммы за причинение вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших в ДТП, Если раньше в результате аварии, сколько бы человек ни находилось в автомобиле, на всех выплачивалось 240 тысяч рублей, то с 1 марта каждый из пострадавших претендует на 160 тысяч.

Второй этап изменений официально введен 1 июля этого года. Он направлен на прямое урегулирование убытков. Водитель может обратиться за выплатами в свою страховую компанию. Однако прошло уже четыре месяца, а на практике эти изменения пока не работают. В страховых компаниях вежливо объясняют, что они пока не готовы применять эти новшества.

***

В Европе попавшие в ДТП водители в большинстве случаев сразу разъезжаются, обменявшись номерами полисов, и страховые компании разбираются между собой. И только если у водителей возникают разногласия, они вызывают представителей страховщиков или дорожные службы. Эта практика очень удобна. Водитель экономит время, полицейские выполняют свои непосредственные обязанности, а не тратят весь день на оформление разбитых фар. Остальные не страдают от заторов, которые неизбежно провоцируют две столкнувшиеся посреди дороги машины. У нас же, пока одни зачастую по нескольку часов ожидают приезда сотрудников ГИБДД, другие, чертыхаясь, объезжают их, как умеют. Это создает километровые пробки и провоцирует новые столкновения.