Перейти к основному содержанию

Главная      "Автогражданку" поправили под граждан

"Автогражданку" поправили под граждан

Новая версия ОСАГО направлена на защиту интересов не только страховых компаний, но и водителей

На последнем перед пленарным заседании Госдумы 4-го созыва депутаты одобрили поправки к противоречивому Закону по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Страховщики же сразу заговорили о повышении базового тарифа ежегодного полиса.

В 2006 году водители заплатили за полисы 64 миллиарда рублей, а получили компенсации по страховым случаям только на 31,7 миллиарда рублей. Если же говорить о Петербурге, то емкость питерского рынка ОСАГО в 2006 году - 4 миллиарда рублей, а доходы работающих в нашем городе десяти ведущих страховых фирм - более 2 миллиардов. Таким образом, пострадавшие в ДТП водители получили менее 50 процентов вала ОСАГО.

Годовой доход двух десятков самых мощных фирм, разделивших этот сверхприбыльный рынок, составил 32,3 миллиарда рублей. Но уже в 2008 году, когда начнут действовать поправки в закон об "автогражданке", прибыль страховых компаний, работающих с ОСАГО, может уменьшиться на 25-30 процентов. Воротилы рынка, естественно, против. Очевидно, что после грядущих парламентских выборов они начнут обработку новых депутатов на предмет повышения тарифов "автогражданки" на ту же, а возможно и большую, величину.

Дело в том, что депутаты утвердили поправку об увеличении размера компенсации за причинение вреда здоровью в результате ДТП. Сегодня максимальный размер компенсации составляет 240 тысяч рублей на всех пострадавших в одной аварии, а таких людей может быть несколько. С 1 марта 2008 года каждый человек, искалеченный в ДТП, может претендовать на максимальную компенсацию по полису ОСАГО в размере 160 тысяч рублей, родственники погибшего - на ту же сумму. Новые предельные суммы компенсации малы, так как качественное лечение травм и переломов стоит в России дорого. Но и 100-150 тысяч за тяжелое увечье будет получить весьма проблематично. Ведь даже по старым расценкам реального возмещения ущерба добивались менее 10 процентов раненых жертв дорожных аварий.

Еще одна важная поправка, которая вряд ли понравится страховщикам, - введение системы прямого возмещения убытков. Прямое возмещение убытков - это возможность потерпевшего обратиться не в компанию, выдавшую полис виновнику ДТП, а в свою собственную. Но для того чтобы система работала без сбоев, страховые компании должны доверять друг другу.

Однако корпоративного согласия нет даже в нашем просвещенном городе. Еще год назад, не дожидаясь поправок на федеральном уровне, семь крупных фирм Питера пытались внедрить систему прямого возмещения, однако стороны договориться не сумели.

Сегодня, чтобы получить деньги у "чужого" страховщика, автолюбитель должен пройти процедуру оценки ущерба в фирме, дружественной ему. В результате некорректной оценки пострадавший, как правило, получает только 50-60 процентов реальной суммы ущерба.

Впрочем, третейским судьей при споре - кому и сколько платить за конкретный страховой случай - может стать Всероссийский союз автостраховщиков. Ведь пострадавшему в аварии автомобилисту важно быстро получить деньги именно в своей фирме, продавшей ему полис ОСАГО, а как та в дальнейшем будет разбираться с коллегами - дело десятое.

Водители надеются, что новый порядок будет способствовать упрощению процедуры получения страховых выплат, так как потерпевший сможет обращаться к своему страховщику даже в случае, если второй участник ДТП приехал из другого региона.

Вводимая тем самым на территории России система европейского протокола будет способствовать включению страны в континентальную систему автострахования.

Кроме того, в новой редакции ОСАГО в числе прочих появился еще один важнейший пункт, принятия которого давно добивались автолюбители. Он упростит процедуру оформления ДТП и направлен на борьбу с пробками.

С 2008 года участники дорожного инцидента получат право не вызывать экипаж ДПС на мелкую - до 25 тысяч рублей ущерба на каждый столкнувшийся автомобиль - аварию. Но для этого необходимо соблюдение двух условий: в ДТП должны столкнуться не более двух машин, а с оценкой ущерба, проведенной самими участниками инцидента или аварийным комиссаром, и определением виновника аварии должны быть согласны оба водителя.

Это новшество позволит хоть немного, но разгрузить пробки в мегаполисах. Ведь долгое ожидание гаишников после ДТП - одна из причин заторов в крупных городах. По закону, до прибытия людей в погонах машины должны оставаться на месте столкновения в "аварийном" положении. Процесс прибытия дорожной милиции может затянуться на 30-60 минут, так как в штате районных отделений ГАИ разбором полетов занимаются всего несколько экипажей. Во время ожидания на сотни метров от места ДТП никто никуда не едет. Аварийные же комиссары материально заинтересованы в оперативном расследовании. Как правило, они прибывают к месту происшествия гораздо быстрее милиции.

Правда, если в страховой компании выяснится, что залом крыла иномарки стоит не 20, а, скажем, 40 тысяч рублей, всю превышающую 25 тысяч сумму за ремонт потерпевший автомобилист, согласившийся на месте ДТП с оценкой аварийного комиссара, будет доплачивать сам.

Правда, председатель регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Троян не скрывает своего скепсиса:

- Правильную схему ДТП нарисует, да и то с трудом, один российский водитель из ста. Потом с этой филькиной грамотой, подписанной двумя дилетантами, участники аварии приходят к своим страховщикам. Уверен, что те откажутся платить и передадут функции арбитра в суд. И так будет в 90 случаях из 100. Нет, списывать со счетов гаишников при разборе полетов еще рано.