Перейти к основному содержанию

Главная      Автострахование унифицируют

Автострахование унифицируют

Компании обяжут раскрыть дополнительные платежи

Лига страховых организаций (ЛСОУ) намерена унифицировать условия страхования КАСКО и ОСГПО для всех страховых компаний (СК) и обязать их раскрывать дополнительные комиссии и скрытые платежи. ЛСОУ аргументирует это необходимостью борьбы с демпингом на рынке и низким качеством услуг. Соответствующие предложения уже сегодня должны быть направлены в Госфинуслуг. Участники рынка считают, что это облегчит работу классическим СК, однако опасаются повышения стоимости услуг.

Как стало известно ”Ъ“, сегодня ЛСОУ проведет заседание комитета автотранспортного страхования, на котором будет рассмотрен вопрос введения унифицированных условий страхования КАСКО и ОСГПО. ЛСОУ намерена обязать СК раскрывать скрытые платежи и размер франшизы при оформлении страхового договора. «Речь идет о демпинге и качестве услуг страховых компаний,— рассказала ”Ъ“ генеральный директор ЛСОУ Наталья Гудыма.— Если компания предоставляет низкие тарифы, то, соответственно, сама услуга получается низкого качества. Мы намерены провести ряд мероприятий, которые помогут более правильно оценить качество предоставляемых компаниями продуктов». По итогам заседания лига направит письмо в Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг с предложением создать рабочую группу для разработки общих условий автострахования.

Напомним, ранее похожие нововведения были внедрены в банковской сфере. С 5 июня Нацбанк обязал банки раскрывать перед клиентом полную стоимость кредитов с учетом всех дополнительных платежей и комиссий — так называемую реальную ставку (см. Ъ“ от 1 июня). Однако Госфинуслуг пока не планирует введение данного норматива для кредитных союзов и финансовых компаний, предоставляющих потребительские кредиты. «У нас еще нет тех оснований, которые вынудили Нацбанк требовать от банков раскрытия информации по реальным ставкам и всем комиссиям,— пояснил ”Ъ“ глава Госфинуслуг Валерий Алешин.— Когда мы столкнемся с такими вещами, будем решать».

Начальник отдела страхования наземного транспорта СК ТАС Юрий Фидасюк утверждает, что в страховании КАСКО не существует скрытых платежей и комиссий, так как под ними подразумеваются «восемь страниц договора мелким текстом, которые никто не читает». А президент УАСК АСКА Александр Сосис поддерживает намерение ЛСОУ ввести единые правила для всех компаний. По его мнению, это позволит сделать данный вид страхования доступным для клиентов и повысит их доверие к СК. «Это облегчит работу на рынке компаниям, занимающимся классическим видом страхования,— уверен начальник управления КАСКО СК Кредо Классик“ Александр Барчишак.— В силу вступят реальные конкурентные условия и тарифы, тогда как сейчас многие компании готовы демпинговать и скрывать какие-то пункты». Сейчас снизить стоимость страховки можно, например, путем введения франшизы, которая позволяет СК при повреждении транспортного средства часть ремонта осуществлять за счет потерпевшего. В некоторых случаях — при незначительных повреждениях — страховщик может вообще ничего не выплачивать.

Между тем председатель правления СК «Generali Garant Страхование» Юрий Лахно считает, что введение общих правил для КАСКО является нарушением прав СК. «В добровольном страховании нельзя принуждать, каждая компания придумывает свои правила и дает свои тарифы,— говорит он.— Единственным методом борьбы с демпингом является жесткий контроль формирования резервов». Напомним, ОСГПО (страхование ответственности в отношении третьих лиц), в отличие от КАСКО (страхование транспорта), является обязательным.

Эксперты предупреждают, что раскрытие скрытых платежей и всех нюансов договоров КАСКО приведет к удорожанию автострахования. «Без увеличения стоимости тарифов не обойдется, однако это не повлечет за собой отток клиентов, так как страховаться все таки надо»,— уверен Александр Барчишак. А Юрий Фидасюк отмечает, что без введения определенных санкций за нарушение условий продажи страховки КАСКО нововведения будут бесполезными.

Примечательно, что Госфинуслуг пока не знает, поддержит ли инициативу ЛСОУ. «Мы посмотрим на аргументацию лиги. Вопрос специфический, поскольку он затрагивает конкуренцию,— говорит Валерий Алешин.— Наша задача — не переходя на полномочия АМКУ, отсечь все негативные проявления, которые существуют на рынке и приводят к таким инициативам».