Перейти к основному содержанию

Главная      Эвакуаторы или вымогатели?

Эвакуаторы или вымогатели?

Депутаты и водители считают, что штраф за принудительную эвакуацию машины непомерно высок

Уже почти два года петербургские эвакуаторы ведут беспощадную борьбу с нарушителями правил, ставящими машины под запрещающие знаки. Ежедневно жертвами эвакуации становятся сотни автомобилистов.

В марте этого года в их ряды попал и петербуржец Максим Шишкин. Возмущенный "услугами" эвакуаторов, он обратился в "Общественную приемную БМГ" с просьбой в очередной раз поднять проблему законности принудительной эвакуации.

Утром деньги - вечером тачка

История Максима, в общем-то, типична. 29 марта он встречал у станции метро "Черная речка" двух пожилых женщин-блокадниц. Зная, что идти им тяжело, решил остановиться поближе, у знака "Остановка запрещена". Когда вернулся спустя семь минут с гостьями, своей машины не нашел. Оказалось, что ее уже "оприходовали" эвакуаторы. Инспектор ГИБДД, руководивший "погрузочными" работами, искренне посочувствовал Максиму и даже не стал выписывать штраф. Но что сделано, то сделано - пришлось Шишкину ехать на штрафную стоянку, принадлежащую ООО "Нева-Спорт".

- Не прошло и часа, как я был уже у них, - вспоминает Максим. - Объяснил ситуацию с блокадницами, но они сказали, что их ничто не волнует. Гони, мол, сто баксов - и забирай свою тачку. При таком хамстве у меня рука не поднялась отдать им деньги. Я понял, что ненавижу их, и просто вышел, хлопнув дверью. По-моему, это самое настоящее вымогательство, замаскированное под "оказание услуг".

Машина незадачливого автолюбителя стоит на штрафстоянке уже третий месяц. Как говорит сам Максим, забирать за деньги он ее не собирается - из чистого принципа. "Иногда у меня вообще появляются мысли сжечь машину на этой стоянке в знак протеста", - признается он.

Сейчас Максим намерен через суд доказывать незаконность принудительной эвакуации. "Я человек принципиальный и с таким вопиющим беззаконием мириться не собираюсь", - говорит он.

Законность эвакуации под сомнением

Если взглянуть на проблему с юридической точки зрения, то принудительная эвакуация действительно противоречит нынешнему закону. Согласно ст. 12.36 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), принудительная эвакуация личного транспорта, как и блокировка колес, запрещена - если только машина не препятствует движению.

Но так называемые дикие парковки значительно сужают полосу движения, что зачастую становится одной из причин пробок на дорогах. Это и стало предлогом для принятия Смольным закона "О размещении и принудительном перемещении (транспортировке) автотранспортных средств на территории Санкт-Петербурга" в августе 2004 года. Согласно этому закону эвакуации на штрафстоянку подлежат не только машины нетрезвых или не имеющих при себе документов водителей, но и тех, кто ставит машину в зоне запрещающих знаков.

В полную силу новый закон заработал с сентября 2004 года. С первых же дней автомобилистов, мягко говоря, удивили драконовские тарифы, установленные Смольным: 2927 рублей за эвакуацию машины плюс 12 рублей за час простоя, - в то время как в Москве эта сумма не превышает 1800 рублей. Таким образом, питерским автолюбителям остается лишь позавидовать московским собратьям.

Естественно, все это не может не вызывать вопросов. Во-первых, до сих пор непонятно, почему принудительная эвакуация была отдана на откуп частникам. Ведь решение об эвакуации машины принимает сотрудник ГИБДД - представитель государственной власти. Как говорят смольнинские чиновники, это сделано затем, чтобы из городского бюджета не тратились деньги на содержание спецстоянок. В то же время из доходов предприятий, на балансе которых находятся штрафстоянки, в бюджет платятся лишь налоги.

Во-вторых, неясно, откуда вообще взялась сумма 2927 рублей. По закону тарифы на эвакуацию устанавливаются на основании постановления федерального правительства, в котором это право предоставлено исполнительным органам субъектов Федерации (в данном случае - администрации Санкт-Петербурга). В комитете по экономическому развитию нам ответили, что специалисты комитета не имеют отношения к расчетам по обоснованию этой цифры. С комитетом по транспорту нам связаться не удалось - видимо, у чиновников есть дела поважнее, чем отвечать на вопросы журналистов.

По мнению вице-спикера петербургского парламента Юрия Гладкова, тарифы на принудительную эвакуацию чересчур завышены. "Фактически автовладельцы оплачивают навязанные им услуги коммерсантов", - считает депутат. Эту же мысль подтверждает президент городского автоклуба "А-24" Денис Шубин. По его словам, рыночная цена эвакуации в Петербурге не превышает 1100 рублей. Для сравнения: добровольная эвакуация обходится петербургским водителям в пределах 600 - 800 рублей. Генеральный директор Ассоциации спецплощадок Борис Вьюшкин столь большую сумму объясняет одной причиной - покрытием расходов, связанных с помещением автомобиля на спецстоянку и его хранением.

Эвакуации нет. Есть перемещение

В декабре прошлого года петербургские водители одержали пусть маленькую, но все же победу. После протеста городской прокуратуры руководство ГИБДД признало, что автовладельцы имеют право вызволить свою машину непосредственно с эвакуатора (п. 4 ст. 6 закона "О размещении и принудительном перемещении (транспортировке) автотранспортных средств на территории Санкт-Петербурга"). То есть водителю нужно успеть к месту эвакуации, пока эвакуатор не уехал. Эта поправка к закону была принята по инициативе депутатов Юрия Гладкова и Аркадия Крамарева. Однако иск Гладкова, в котором он опротестовывал сам порядок принудительной эвакуации, городская прокуратура отклонила.

Стоит отметить, что депутаты не одиноки в своем стремлении найти правду. В прошлом году петербуржец Александр Кобринский подал иск в Верховный суд РФ. Он просит признать существующую процедуру эвакуации незаконной и противоречащей Конституции РФ. (В частности, в статье 35 п. 3 говорится, что частная собственность может быть изъята не иначе как по решению суда.) Заседание Верховного суда по данному заявлению состоится 21 июня. Напомним, что 12 мая этого года суд отказал другому петербуржцу - юристу Сергею Носову - в удовлетворении иска. Однако данное решение суда пока не опубликовано.

Впрочем, таких правдоискателей пока единицы. По мнению юриста Константина Адами, судиться можно. Но это требует немалых средств, времени и нервов, что останавливает многих потенциальных истцов.

- Проблема еще и в том, что официально термина "эвакуация" не существует, - говорит Адами. - Есть лишь "принудительное перемещение автотранспорта". Официально не существует и штрафа 2927 рублей. Есть лишь "плата за оказанные услуги". Несмотря на то, что никакого договора между автовладельцем и фирмой-перевозчиком не заключалось. Конечно, вы можете обратиться в Верховный суд, в другие инстанции. Но, как показывает практика, из-за трех тысяч мало кто судится. Абсолютное большинство водителей предпочитают просто заплатить и забыть об этом.

***

Мнение

Алексей КОВАЛЕВ, депутат Законодательного собрания:

- На мой взгляд, штрафные стоянки городу необходимы - без них город просто задохнется в пробках, особенно в историческом центре. Но я до сих пор не понимаю, почему доход от штрафстоянок идет не городу, а частным организациям. Что касается размера штрафа, то и нынешний, по-моему, маловат. Чтобы водители боялись, нужно брать не менее 5 тысяч рублей.

***

Кстати...

...сегодня в Петербурге работают 6 предприятий, имеющих право на принудительную эвакуацию. На их балансе находятся 24 штрафные стоянки. По оценкам экспертов, ежемесячная выручка одной стоянки достигает 600 тысяч рублей.