Перейти к основному содержанию

Главная      Предвзяточное отношение

Предвзяточное отношение

170 тыс. евро штрафа начислили финскому водителю Юсси Салоноия, в два раза превысившему скорость

ГАИШНИК-ВЗЯТОЧНИК - ЗНАКОМЫЙ КАЖДОМУ ПЕРСОНАЖ АНЕКДОТОВ: "ИНСПЕКТОР ИВАНОВ, ТРОЕ ДЕТЕЙ!". НЕ СМЕШНО ВОТ ЧТО: ДЕЙСТВИЕ, МИЛЛИОНАМИ ВОДИТЕЛЕЙ СЧИТАЮЩЕЕСЯ ОБЫДЕННЫМ, ЗАКОН СЧИТАЕТ УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ. ЛИШИТЬ СВОБОДЫ МОГУТ КАК ИНСПЕКТОРА-МЗДОИМЦА, ТАК И ВОДИТЕЛЯ-ВЗЯТКОДАТЕЛЯ. ПРИЧЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ ВЗЯТКУ АВТОВЛАДЕЛЬЦА МОГУТ И ВЫНУДИТЬ. КАК СЕСТЬ ЗА РУЛЬ, НЕ СЕВ ПРИ ЭТОМ В ТЮРЬМУ, ВЫЯСНЯЛ КОРРЕСПОНДЕНТ "ИП" ЕГОР ГРОНСКИЙ.

Говорят, что взятка - это датка и берутка. Один дает, другой берет. Процесс взаимный. А потому оба могут лишиться свободы. О чем, впрочем, многие из нас забывают. Данные соцопросов показывают: большинство российских водителей время от времени решают возникающие с инспектором проблемы при помощи взятки. Так проще и привычней.

Ситуация знакомая, наверное, многим. Вас остановили за превышение скорости. Вздохнув, вы перекладываете из бумажника в нагрудный карман купюру и садитесь в машину к инспектору. "Ну что, командир, договоримся на месте?" Командир кивает. Вы протягиваете деньги. Именно с этого момента ваша жизнь может пойти совсем не так, как вы задумали. Может быть, вы спокойно поедете дальше. На дачу, например. Но кто поручится, что двери гаишной машины внезапно не распахнутся и бодрые убэповцы не объявят, что вы задержаны по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 291 УГОЛОВНОГО кодекса РФ (дача взятки). Съездили на дачу?

А наказание за это преступление весьма суровое. Согласно все той же 291-й статье, дача взятки должностному лицу (а именно им является сотрудник ГИБДД) за совершение им заведомо незаконных действий (то есть за несоставление протокола об административном правонарушении) наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Стоп-сигнальные огни

Взяточничество - это коррупция. Борьба с коррупцией - это модно. Когда власти поняли, что заставить инспекторов жить на одну зарплату так же непросто, как отвадить кота от валерьянки, они решили взяться за водителей. Никакого такого специального постановления по этому поводу не принималось, но логика понятна и так. Если мы будем бояться предлагать инспектору деньги, никакого преступления просто не произойдет: не силой же у нас их будут отнимать?! Поймать водителя просто. Для этого нужны минимум один инспектор дорожно-патрульной службы, один сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями и один диктофон, чтобы фиксировать происходящее.

Ловят водителей "на живца" уже давно. Но по-настоящему люди задумались над происходящим после нашумевшего в 2004 году дела москвича Ильдара Бичарова. Тот развернулся через две сплошных и за это был остановлен инспектором. Гаишник популярно объяснил, что молодой человек нарвался на неприятности. Дескать, он не требования разметки нарушил, а на встречную полосу выехал, и дело пахнет не штрафом, а лишением прав. Бичаров предложил инспектору "договориться" на месте. Однако денег, по его словам, не передавал: они (930 руб.) лежали рядом с ним на сидении. В этот момент он и был задержан сотрудниками УБЭП. На суде прокурор требовал посадить Бичарова на три года в колонию общего режима.Адвокат добился двух лет условно. Но отметка о судимости в анкете водителя все равно осталась.

"В 2000 году представители УБЭП охотно сотрудничали с инспектором ГИБДД ЮЗАО по фамилии Гусев. Не знаю, работает ли он сейчас. В отличие от остальных сотрудников ДПС, он не отказывал коллегам из УБЭП в помощи по выявлению водителей, предлагающих взятки. Гусев работал на Севастопольском проспекте. Останавливал все машины подряд, если был хоть какой-нибудь повод придраться к водителю. Приглашал его в салон патрульного автомобиля. Там инспектор на пальцах показывал, сколько денег нужно положить на торпедо для решения вопроса без протокола. В машине был спрятан диктофон, и Гусев специально задавал такой вопрос: "Вы мне даете взятку?" Те из водителей, кто понимал, что вопрос задан неспроста, отвечали: "Нет, я плачу штраф". Но все равно, как только купюры появлялись на нужном месте, инспектор придавливал педаль тормоза. Увидев загоревшиеся стоп-сигналы, из стоявшей сзади машины выскакивали убэповцы и вязали взяткодателя с поличным. Заводилось уголовное дело", - рассказал ИП руководитель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

В том же 2000 году сотрудники Коллегии правовой защиты автовладельцев написали письмо в Генеральную прокуратуру РФ с протестом против такой практики. В своем письме адвокаты ссылались на федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (N144-ФЗ от 12 августа 1995 года). Они утверждали: подобные диктофонные записи не являются доказательством, поскольку получены незаконным путем. Ведь статья 8 этого закона прямо говорит: "Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях". Конечно, взятка квалифицируется как тяжкое преступление, однако ни подозреваемым, ни обвиняемым водитель не является.

"Ответа от прокуратуры мы так и не получили, зато, апеллируя к этой статье, адвокатам удалось разрушить несколько дел - за недоказанностью. Но это срабатывает не всегда. Часть водителей все равно получают сроки, пускай и условные. Правда, после нашего обращения на некоторое время (видимо, по требованию Генпрокуратуры) ловля "на живца" в Москве затихла. Возможно, обдумывался какой-то иной механизм. Но через два года началось то же самое. И не в порядке эксперимента, а более масштабно - уже во многих городах России", - вспоминает Виктор Травин.

"Эти провокации - абсолютно противоправная деятельность. В советское время существовала статья "подстрекательство к даче взятки". Мы имеем тот самый случай. К сожалению, действующий УГОЛОВНЫЙ кодекс РФ ответственность за подстрекательство к взятке не предусматривает, и ничто не мешает милиции заниматься такими неблаговидными подставами", - считает вице-президент Международного союза адвокатов Евгений Данилов.

Деньги не к месту

Никогда не узнать на собственном примере, что значит быть обвиняемым по статье 291 УГОЛОВНОГО кодекса, очень просто: ни при каких обстоятельствах не давать денег представителю дорожно-патрульной службы, а равно и другим лицам при исполнении. Изъятая из бумажника купюра легко может стать пропуском в тюремную камеру.

Но попасться может даже тот, кто убежден, что действует в рамках закона. Проблема вот в чем. Многие уверены, что штраф до одного МРОТ, то есть до 100 руб., разрешается оплачивать на месте. Водители руководствуются многолетней практикой (долгое время незначительные штрафы сотрудники ДПС действительно принимали прямо на дороге в обмен на квиток), и в статье 28.6 КоАП говорится: "...Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде... штрафа в размере, не превышающем одного МРОТ... протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом... налагается и взимается административный штраф".

Все верно. Кроме одного: данное положение не распространяется на 12-ю ("автомобильную") статью КоАП ("Административные правонарушения в области дорожного движения"). По этому поводу даже появилось разъяснение Верховного суда, который в 2005 году постановил: "Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12 КоАП, должен быть уплачен в банк или иную кредитную организацию лицом, привлеченным к административной ответственности".

Кстати, на стороне заблуждающихся водителей оказались даже некоторые судьи. В российской судебной практике есть несколько дел, где действия инспекторов ДПС, не пожелавших взять штраф размером в 100 руб., судом были оспорены. Если так невнимательно читают КоАП даже судьи, что остается простым водителям?

Таким образом, попасть под суд может человек, действительно считавший свои действия законными. "В праве есть такое понятие как "добросовестное заблуждение". Это дает водителю возможность сказать, что он действительно всего лишь хотел оплатить штраф на месте. Вполне вероятно, что ему поверят. Но рассчитывать на это не стоит. Наши судьи (особенно по уголовным делам) в большинстве своем вышли из милиционеров, прокуроров, дознавателей и уже имеют в своем сознании установку: если человек попал под следствие, значит, за дело. От того у нас так мало оправдательных приговоров. В некоторых странах Европы, кстати, дорога в судьи бывшим полицейским закрыта. Судьей может стать только адвокат. И то после пяти лет стажа - ты сначала защищать научись", - продолжает Виктор Травин.

"Однако от ответственности может уйти водитель, который действительно давал взятку, но грамотно построил свою защиту. Например, при задержании уверял: деньги у него выпали случайно, а поймали его в тот самый момент, когда он взял их, чтобы обратно спрятать в портмоне. В этом случае все бремя доказательств целиком ложится на сторону обвинения, а одной записи для этого может и не хватить (если разговор был двусмысленным). По закону, все сомнения у нас толкуются в пользу обвиняемого", - делится практическими наблюдениями адвокат.

Двойная запись

Определить, провоцируют ли водителя на взятку, нелегко. Однако некоторые признаки "разводки" все-таки есть.

"Если инспектор прибегает к языку мимики и жестов, показывая два, три или более пальцев, каждый из которых означает сотню рублей, вероятность, что ваш разговор записывается, весьма велика. Кроме того, вряд ли гаишник хороший актер: "под запись" он будет говорить неестественным голосом, слишком громко и отчетливо. Если в разговоре проскальзывают слова "две сотни", "давай на месте расплатишься", вероятность записи снижается, но не исключается. Ведь потом из записи слова-, , провокаторы" могут быть удалены", - считает вице-президент Международного союза адвокатов Евгений Данилов.

"Следует помнить: запись, сделанная милиционерами при задержании водителя, может попасть в суд в измененном виде. Например, тот самый инспектор Гусев, что помогал убэповцам ловить водителей, иногда забывался и произносил фразу, на которую не имел права: "Ну, давай деньги и разойдемся". Но когда эта запись в качестве вещдока представлялась на судебный процесс, сомнительные участки были вымараны, как удалялись и слова водителей, отвечающих на вопрос, предлагают ли они взятку ("хочу оплатить штраф"). Конечно же, экспертиза подтверждала вмешательство в целостность фонограммы, но судья это не учитывал: он расценивал доказательства еще и по собственному убеждению", - говорит Виктор Травин и предлагает такой выход из ситуации: всегда возить с собой диктофон и незаметно включать его еще до начала беседы с инспектором.

В этом случае, если дело все-таки дойдет до суда, пусть судья слушает запись в двух версиях: милицейской и вашей. По ней судья поймет, что у автолюбителя не было умысла дать взятку, ее вымогали. Но для этого водитель во время разговора с инспектором должен задать ему прямой вопрос: "Вы предлагаете мне заплатить на месте?" и получить на него утвердительный ответ. Тогда вступит в силу та часть 291-й статьи УК РФ, в которой сказано, что "лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица..."

Важно, что сделанная автовладельцем запись будет считаться доказательством. Это для оперативных работников требуется официальное разрешение на запись. Рядовому гражданину делать такое не запрещено. В любом случае можно сказать: "Диктофон в кармане включился случайно".

"Однако не стоит пользоваться цифровым диктофоном, например, встроенным в сотовый телефон. Для этих целей лучше приобрести обыкновенный аналоговый диктофон, с кассетой. Проблема в том, что цифровая запись легко подвергается обработке и судьей во внимание может быть не принята. Не поможет и если автовладелец записал беседу на "цифру", а потом перевел ее в "аналог". Этот перевод очень легко вычисляется экспертом, и запись может вызвать у судьи дополнительные сомнения", - пояснил ИП советник по правовым вопросам юридической компании "Лига профессионалов" Александр Кортесе.

Кстати, с помощью диктофона можно и наказать вынуждающего дать взятку гаишника. "После совершения дачи взятки необходимо обратиться с заявлением в отделение милиции: на таком-то участке дороги инспектор с нагрудным номером таким-то вымогал у меня взятку, и взятка была дана в таком-то размере. Причем не нужно бояться, что ваше заявление оформят как явку с повинной. Согласно примечанию все к той же статье 291 УК РФ, "лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности... если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки"", - рассказал Александр Кортесе.

Другое дело, что большинство водителей не жаждет крови инспекторов, а если и желают им всяких неприятностей, то лишь на словах: после того как в очередной раз, "решив вопрос на месте", они прошлись по краю УГОЛОВНОГО кодекса.

***

5 августа 1914 года в Кливленде (США) были установлены первые в мире светофоры

***

ФАКТ

Получить приговор за взятку на дороге - это не юридическая теория, а вполне реальная судебная практика.

В октябре 2005 года в Тюмени инспектор остановил водителя автомобиля ВАЗ-21074, нарушившего правила проезда через железнодорожный переезд. Автовладелец попросил милиционера не составлять протокол о правонарушении и дал взятку 100 руб. Однако во время передачи денег житель Тюмени был задержан. Калининский районный суд Тюмени приговорил водителя к трем годам лишения свободы условно.

Суд города Новокуйбышевска приговорил жителя Самары к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима за попытку дать взятку инспектору ГИБДД. Водитель был задержан в июле 2005 года. Его автомобиль остановил сотрудник дорожно-патрульной службы Новокуйбышевского отдела внутренних дел, заметивший, что водитель находится в состоянии наркотического опьянения. Инспектор предложил автовладельцу пройти освидетельствование в наркологическом диспансере, однако нарушитель попросил инспектора обойтись без освидетельствования и предложил взятку в виде мобильного телефона. Сразу же после этого водитель был задержан сотрудником ГИБДД.

На Камчатке в январе 2006 года был осужден инспектор ГИБДД. Суд признал его виновным в злоупотреблении полномочиями и получении взятки. Инспектора приговорили к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года и лишением права занимать должности в правоохранительных органах в течение двух с половиной лет. Инспектор потребовал от остановленного им пьяного водителя взятку в размере 1 тыс. руб.

В Ставропольском крае в августе 2005 года сотрудники ГИБДД были приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы условно за получение взятки. Гаишники были задержаны оперативниками управления собственной безопасности, когда получали 800 руб. от местного водителя, который не имел при себе полиса ОСАГО.

***

БУКВА ЗАКОНА

СОГЛАСНО П. 1 СТ. 290 УК РФ, "получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию)... наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет".

СОГЛАСНО П.2 СТ. 290 УК РФ, "получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет".

СОГЛАСНО П. 2 СТ. 291 УК РФ (дача взятки) "дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)... наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки".

***

НЕОБХОДИМО УПРОСТИТЬ МЕХАНИЗМ УПЛАТЫ ШТРАФОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА КОНТРОЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА УГИБДД ГУВД ГОРОДА МОСКВЫ СЕРГЕЙ ЧЕРНЫХ ЗАВЕРИЛ КОРРЕСПОНДЕНТА "ИП" ЕГОРА ГРОНСКОГО, ЧТО СПЕЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО БОРЬБЕ С ВОДИТЕЛЯМИ-ВЗЯТКОДАТЕЛЯМИ У ДОРОЖНОЙ ИНСПЕКЦИИ ГОРОДА НЕТ.

- Имеется ли в структуре ГИБДД специальная служба, которая занимается выявлением и пресечением взяточничества со стороны водителей?

- Такой службы у нас нет. И не может быть: согласно федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", ГИБДД не имеет полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Наша компетенция - безопасность дорожного движения, охрана общественного порядка, борьба с уличной преступностью. Наше подразделение следит за соблюдением законности среди сотрудников ГИБДД Москвы. Инициированием, планированием и проведением операций по борьбе с водителями-взяткодателями занимается управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы и подчиненные ему подразделения. Конечно же, для осуществления таких мероприятий сотрудники дорожно-постовой службы привлекаются.

Отмечу, что дел о взяткодательстве в столице, по дорогам которой ездит более 3 млн машин, сравнительно немного. В 2003 году в отношении водителей, проходящих по ст. 291 Уголовного кодекса РФ было возбуждено 43 уголовных дела, в 2004 году - 42 и в 2005 году - 83.

- Неужели нельзя никак иначе отучить водителей давать взятки, кроме как привлекать их к уголовной ответственности?

- К сожалению, ГИБДД не имеет права законодательной инициативы. Но, на мой взгляд, для снижения коррупции следует внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и вернуть процедуру оплаты небольших штрафов непосредственно на месте совершения правонарушения. Ведь сейчас водителю проще расплатиться сразу, то есть дать взятку, нежели выбирать время для похода в Сбербанк. Получается, людей заставляют расплачиваться не только деньгами, но и личным временем.

Простой и четкий механизм уплаты штрафа облегчил бы борьбу со взяточничеством. Но закон есть закон, и соблюдать его нужно в таком виде, в каком он существует. Дающий взятку человек нарушает закон вне зависимости от того, какими мотивами руководствуется.

- А если автовладельца подталкивают к даче взятки: инспектор открыто вымогает деньги, что делать в этом случае?

- Обязательно требуйте составления протокола. Если к вашему требованию не прислушиваются - звоните по телефону "горячей линии" ГИБДД 974-01-11 или по круглосуточному "телефону доверия" ГИБДД 623-78-92. Если этого номера под рукой не оказалось, набирайте 02. Виновные будут наказаны. Но и вы постарайтесь не нарушать закон.