Перейти к основному содержанию

Главная      Массовые акции теряют связь с политикой

Массовые акции теряют связь с политикой

Автомобилисты и противники коммунальщиков готовятся к всероссийской акции протеста

В ближайшее воскресенье движение автомобилистов "Свободный выбор" проведет общероссийскую акцию протеста в защиту водителя Олега Щербинского, осужденного по делу о гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Это уже не первый случай, когда массовые выступления проходят под аполитичными лозунгами и в отсутствие известных партийных лидеров. Директор группы "Мерка-тор" Дмитрий Орешкин связывает активизацию "групп по интересам" с ростом уровня жизни населения: "Чем больше у человека возникает бытовых проблем и больше времени, тем больше будет возникать организаций, готовых защищать свои экономические интересы".

С резиновой куклой на капоте

Организаторы автоакции поместили объявление о ней на своем сайте в интернете - на его форуме и происходит сегодня оживленное обсуждение воскресного действа. Как рассказали "НГ" , сейчас у автопротестантов есть два сценария. Первый включает символические похороны правосудия: с катафалком, автомобилями, украшенными лозунгами и траурными лентами, гробом. Второй вариант более традиционен - это автопробег, и ему, по всей видимости, будет отдано предпочтение. В этом случае в роли символического отечественного правосудия окажутся резиновые куклы, привязанные к машинам, - поскольку, считает лидер движения Вячеслав Лысаков, "российская юстиция на деле Щербинского показывает, что с ней можно делать все, что угодно". Как сообщил Лысаков "НГ" , акция пройдет одновременно в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Челябинске, Магадане, Якутске. В Москве ожидается самое большое число участников -от 500 до 1000 автомобилистов, а маршрут пробега пройдет либо по третьему транспортному кольцу, либо по МКАД.

Выглядеть это должно примерно так: легковые автомашины с включенными фарами, украшенные резиновыми куклами из секс-шопов и лозунгами "Доколе?!" , "С мигалками - в Бобруйск!" , "Сегодня Щербинский, завтра - ты!" , "Поставил мигалку - посадил человека" , пройдут по всей трассе с включенными фарами, периодически сигналя. Акция организуется на интернет-форумах по принципу флэш-мобов, поскольку, как считает Лысаков, "если будем все согласовывать с властями, то нам ничего не разрешат".

"Мы категорически дистанцируемся от всех политических структур - поскольку они относятся к нам как к одноразовому средству, попользуются и выкинут". По словам Лысаков а, акция в поддержку Щербинского, как и все предыдущие, стала инициативой самих членов движения, и ни знаменитый думский защитник автолюбителей Виктор Похмелкин, ни известный адвокат Ольшанский "отношения к нашим мероприятиям никогда не имели". Движение, по словам Лысакова, уже насчитывает более трех тысяч человек и представлено практически всеми регионами, кроме Алтая и Камчатки.

Непартийный протест

Корреспондент "НГ" поинтересовался - не обидна ли для оппозиционных партий аполитичная позиция автомобилистов? "Я не считаю, что это движение мимо нас проходит: среди участников акции много наших сторонников и избирателей" , - сказал в беседе с корреспондентом "НГ" секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. Желание общественников абстрагироваться от политиков, по его убеждению, происходит "из-за вмешательства тех сил, которые стоят не только за произволом на дорогах, но и за произволом в стране" , и которым "невыгодна политизация этих общественных организаций". "Организаторы акции считают, что им так удобнее начинать, проще защищать того же Щербинского" , уверен коммунист, но "они поймут, что вне политики существовать не могут".

Между тем нельзя сказать, что автомобилистам совершенно чужды политические идеи. Член каспаровского Объединенного гражданского фронта Денис Билунов поделился с "НГ" историей своего сотрудничества со "Свободой выбора": "С первой акции мы с Вячеславом Лысаковым контактировали очень хорошо. Он встречался с Каспаровым, и мы летом во время совместной акции оказали им помощь - распечатали тираж листовок и т. д. И у нас до сих пор не просто хорошие отношения, а в ряде регионов, например в Приморье, их актив, в общем-то, и является нашим региональным отделением Гражданского фронта -официально".

Заметим: одновременно с автомобилистами на улицы российских городов в эти выходные выйдут граждане, недовольные новыми тарифами ЖКХ. И эта акция тоже грозит стать по-настоящему массовой. Ее инициатор - также дистанцирующаяся от любых политических партий общественная неформальная организация левого толка "Союз координационных советов". Как сообщил "НГ" один из ее лидеров Андрей Демидов, месячник протеста против реформы ЖКХ начнется 12 февраля с пикетов в Москве и Ижевске -участие в протестах активистов СКС из других городов пока под вопросом.

Таким образом, все наиболее заметные протестные выступления последних лет выглядят странно аполитичными - в свете ярких и постоянных оппозиционных заявлений партийных лидеров. Вспомним хотя бы "пенсионерские бунты" годичной давности. Интересно, что речи видных партийцев, воюющих с властью в Думе, запоминаются плохо, а вот гражданские акции неповиновения - хорошо. Как, например, белые ленточки на автомобильных антеннах, заполонившие Москву в конце апреля 2004-го - по случаю очередной атаки гаишников на права водителей.

По мнению Дмитрия Орешкина, рост этих пробегов гражданского общества в ближайшее время должен продолжиться: "Публичная политика за последние 15 лет была основана на идеологических системах - на западных, коммунистических, сейчас чиновничьих. Никакие реальные интересы конкретных групп населения под ними не стояли".

Люди разочаровались во всех политиках, замечает политолог: несмотря на то что те декларируют различные идеологические ценности, они сходны в одном: "Им удобно, что у них есть кабинеты, машины... То есть партия автомобилистов, например, нужна им не для того, чтобы защищать интересы водителей, а чтобы господин Похмелкин хорошо себя чувствовал в Думе".