Перейти к основному содержанию

Главная      ГАРАНТИЮ КАЧЕСТВА БЕНЗИНА ДАЕТ МОТОРНЫЙ МЕТОД

ГАРАНТИЮ КАЧЕСТВА БЕНЗИНА ДАЕТ МОТОРНЫЙ МЕТОД

В последнее время водители нередко сетуют: у машины вдруг заметно вырос аппетит. Причем без видимых на то оснований. Условия эксплуатации автомобиля остались прежними, а вот расход топлива значительно увеличился. В чем же дело? Ответ на этот вопрос мы попытались найти в автономной некоммерческой организации "Центр испытаний нефтепродуктов".

По мнению руководителя центра Марины ЕМЕЛИНОЙ, причину необоснованного роста расхода топлива скорее всего надо искать в некачественном бензине. "По нашим данным, - говорит Марина Викторовна, - еще с весны нынешнего года прослеживается тенденция ухудшения качества бензина. Происходит это вероятнее всего на фоне роста цен на топливо. В этой ситуации некоторые операторы рынка нефтепродуктов из-за неравномерного роста оптовой и розничной цены бензина ощутили снижение прибылей и, естественно, начали бороться с "издержками". Но вместо экономии и поиска разумных способов снижения своих затрат они встали на путь ограничения расходов за контролем качества. Они, по существу, перестали его проверять, что в итоге негативным образом отразилось на показателях качества бензина".

Основным показателем качества бензина специалисты называют октановое число. Кроме того, есть еще около пятнадцати показателей, по которым определяется соответствие нефтепродукта нормативам качества: допустимое содержание серы, свинца, бензола, смол, фракционный состав, давление насыщенных паров и так далее. Но из всех исследований самым дорогостоящим и сложным является проверка октанового числа. В нашей республике только лаборатория Центра испытаний нефтепродуктов оснащена современным, отвечающим госту оборудованием (это две уникальные установки УИТ-85), на котором проводится моторный метод определения октанового числа. Именно он является важнейшим показателем соответствия качества бензина требованиям госта или ТУ. Другими словами, это единственная в Удмуртии лаборатория, где октановое число проверяется по госту. "И если какая-то компания не проверяет в нашей лаборатории свое топливо на качество, - говорит Марина Викторовна, - то, скорее всего, оно вообще нигде не проверяется. Вряд ли компания повезет топливо на проверку в соседние регионы. Есть, правда, еще экспресс-метод проверки октанового числа. Но он не предусмотрен гостом, следовательно, полученные таким образом результаты не являются доказательством соответствия топлива требованиям национальных стандартов".

Можно ли считать, что компании, игнорирующие регулярный контроль качества, нарушают таким образом закон? Ответ очевиден. Согласно действующим нормативам, они обязаны ежемесячно проводить проверку качества топлива с каждого резервуара на каждой АЗС. Впрочем, данные вопросы уже относятся к компетенции контролирующих органов - Минтопэнерго, Роспотребнадзора. Центр испытаний нефтепродуктов предоставляет им отчеты о своей деятельности: какие исследования проводились для того или иного предприятия, какого рода несоответствия выявлены в процессе анализа, какие компании не предоставили образцы топлива для очередной проверки. Кстати, на сегодняшний день есть компании, которые уже несколько месяцев не проводили проверку октанового числа бензина моторным методом. Вывод, что называется, напрашивается сам собой. "К сожалению, - говорит Марина Емелина, - сложность заключается в том, что ни один автовладелец не заподозрит подвоха и не подумает о плохом качестве топлива, поскольку чаще всего у таких недобросовестных продавцов бензин отличается от нормы не намного. Скажем, вы уверены, что заливаете 92-й бензин, а фактически это 91-й. Понятно, что автомобиль на такую разницу не среагирует сразу, а значит, и водитель ничего не поймет. Но опасность такой ситуации очевидна: человек по привычке будет и дальше заправляться на этой АЗС, которая грешит продажей некачественного топлива. А постоянное использование нестандартного бензина в двигателе сделает свое "черное дело". Неизбежно потребуется его частый ремонт: то свечи водителю придется менять, то карбюратор потребует прочистки, а нередко и сам двигатель выходит из строя".

Некоторые автовладельцы убеждены, что все операторы местного рынка нефтепродуктов покупают топливо у одних производителей, и качество бензина у всех одинаковое. Так зачем, спрашивается, нужны какие-то дополнительные проверки его качества. Специалисты Центра испытаний нефтепродуктов напрочь развеивают этот миф. "Во-первых, - объясняет Марина Викторовна, - далеко не все операторы покупают топливо у производителей - скорее лишь те, у кого есть свои нефтебазы. А те, кто их не имеет (таких большинство), могут гнать на свои АЗС топливо бензовозами откуда угодно - из Татарстана, Башкирии... Кроме того, сейчас на рынке очень много бензина, выпускаемого для промышленных целей. Он значительно дешевле, продается официально, но не предназначен для использования в двигателях внутреннего сгорания, а должен использоваться лишь как техническая жидкость. Например, для промывки, в качестве растворителя. Предприимчивый частник вполне может купить несколько тонн такого бензина, пригнать его в Ижевск и, "поменяв" некоторые документы, сдать на АЗС. К слову, октановое число данного бензина может быть 95-102, а значит, машина на таком топливе никогда не застучит. Другой вопрос, что будет с этой машиной, да и с водителем через некоторое время? ! Однажды во время исследования технический бензин разъел резиновую пробку в приборе!

Во-вторых, важно не только откуда пришло топливо (к слову, крупные НПЗ оснащены хорошими лабораториями, следят за качеством нефтепродуктов и проводят при отгрузке все необходимые исследования), но и то, как оно хранится. Могу сказать, что качество нефтепродуктов закономерно ухудшается, если не выполняется регулярная очистка резервуаров. Именно поэтому в нормативных документах записано правило проверять нефтепродукт из каждого резервуара не реже одного раза в месяц. Увы, на деле не все компании выполняют это требование. Кстати, в нашем центре действует единственный в республике комплекс для мойки резервуаров".

Как же автолюбитель может защитить себя от недобросовестных продавцов? Выход один, и он очень простой - не покупать товар, если не уверен в его качестве. Важно помнить, что любой автовладелец на любой АЗС перед тем, как заправиться, вправе потребовать протоколы испытаний лаборатории за несколько последних месяцев: посмотреть даты, убедиться, что октановое число соответствует норме. Главное, чтобы это была лаборатория, аккредитованная Госстандартом. Клиент имеет также право требовать на АЗС паспорта качества, сертификаты. Продавцы обязаны иметь эти документы на АЗС, а не в офисах своих компаний. Если вам отказываются показать необходимые документы, есть повод задуматься - стоит ли вообще заправляться на этой АЗС.

Впрочем, есть и положительные примеры. Речь идет о тех компаниях, которые тщательно следят за качеством предлагаемого клиентам бензина. К примеру, ОАО "Удмуртнефтепродукт" проводит целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание высокой марки продукции. Это единственная в республике компания, имеющая в своем арсенале три современные лаборатории по проверке качества (в Глазове, Можге и Камбарке), которые осуществляют проверку качества топлива на всех этапах реализации. Кстати, одна из них аккредитована в системе Госстандарта РФ. ОАО "Удмуртнефтепродукт" вкладывает большие средства в исследование качества нефтепродуктов, в том числе моторным методом. "В системе качества этой компании, - отмечает Марина Емелина, - есть и входной контроль топлива из вагонов-цистерн (в том числе октанового числа), и контроль хранения и отпуска, и регулярные очистки резервуаров на АЗС и нефтебазах. На предприятии создана и ведет работу комиссия по качеству, которая осуществляет координационные функции по всем вопросам качества нефтепродуктов. Такие надежные предприятия, как ОАО "Удмуртнефтепродукт", можно смело рекомендовать автолюбителям".