Перейти к основному содержанию

Главная      "В ВЫХЛОПАХ НАШЕГО КРИОМОБИЛЯ НЕТ НИЧЕГО, ЧТО ЗАГРЯЗНЯЛО БЫ ВОЗДУХ"

"В ВЫХЛОПАХ НАШЕГО КРИОМОБИЛЯ НЕТ НИЧЕГО, ЧТО ЗАГРЯЗНЯЛО БЫ ВОЗДУХ"

Недавно харьковские ученые презентовали одну из первых в мире машин, работающих на жидком азоте

Во всем мире пока существует лишь четыре автомобиля, которые работают на жидком азоте: два в США и по одному в Великобритании и Украине. Эти машины называются криомобилями, поскольку азот, залитый в их баки, имеет очень низкую температуру - минус 196 градусов. Украинский криомобиль создали ученые Физико-технического института низких температур НАНУ и Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Станислав Бондаренко, Александр Пятак и Игорь Кудрявцев. Изобретатели убеждены, что их детище поможет человечеству решить одну из самых важных экологических проблем - избежать загрязнения воздуха выхлопными газами. Ведь ничего, кроме азота, из которого на 78 процентов состоит атмосфера, криомобиль не "выбрасывает".

Первый украинский криомобиль не может потягаться в скорости даже с велосипедом - разгоняется лишь до 10 километров в час.

- Нас это вовсе не смущает, ведь, создавая первую действующую модель, мы хотели доказать, что теоретические разработки верны, - рассказывает один из создателей криомобиля, заведующий лабораторией Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Игорь Кудрявцев. - Уже в ближайшие год-два мы планируем построить второй экземпляр, который должен развивать скорость 60 километров в час. Этого вполне достаточно для движения в городе. Криомобилю будет хватать азота для езды без дозаправки примерно на 100 километров. Представьте, какую пользу принесут такие машины: если заменить ими все авто с двигателями внутреннего сгорания в Киеве, Харькове и других больших городах, то загрязнение воздуха там уменьшилось бы процентов на семьдесят. По своим экономическим показателям криомобили также весьма перспективны: жидкий азот ныне дешевле бензина в 10-12 раз. Учтите, что стоимость традиционного горючего постоянно растет, а цена жидкого азота зависит от стоимости электроэнергии, которая расходуется на его получение из воздуха.

Ученые рассказывают, что государство в течение трех лет выделяло на создание криомобиля чуть больше полутора тысяч гривен в месяц. А с начала 2005 года вообще нет финансирования. Вот энтузиастам и приходится раскошеливаться.

- К созданию криомобиля мы приступили в 2000 году, с тех пор наша группа вложила в него около пяти тысяч долларов. Порой тратили на разработку ползарплаты, - говорит руководитель группы, работающей над криомобилем, профессор Физико-технического института низких температур Станислав Бондаренко.

Станислав Иванович выдвинул идею криомобиля еще в 1995 году. Оказалось, что примерно в это же время за разработку такого авто взялся ученый из США Митти Пламер. Теперь украинская и американская группы изобретателей обмениваются информацией.

Из-за нехватки средств ходовую часть для первого украинского криомобиля ученые позаимствовали у старенького "Запорожца". Кстати, коробка передач криомобилю не нужна вовсе. Корпус машины сделан из алюминиевых трубок, покрытых пластиком. Дверей у экспериментального криомобиля нет, а в кабине находится емкость с жидким азотом.

- Нас спрашивают, не станут ли большие габариты бака с азотом препятствием к широкому внедрению новинки, - рассказывает Игорь Кудрявцев. - Но эту емкость мы поставили в кабину ради экономии средств. А серийный криомобиль можно спроектировать так, чтобы бак не был заметен. Жидкий азот особой опасности не несет. Показательный пример: в университетских городках США возле учебных корпусов стоят большие емкости с азотом, и ученые берут его для проведения экспериментов. Так и водители смогут делать. Создавать заводы для получения жидкого азота не понадобится - его можно брать на металлургических и химических комбинатах.

- Принцип действия криодвигателя очень прост: из бака с помощью насоса жидкий азот под давлением подается в теплообменник, где превращается в газ, увеличиваясь в объеме. За счет этого движутся механизмы пневматического мотора, которые и вращают колеса нашей машины, - продолжает Станислав Бондаренко. - Наверняка столь простая идея приходила в головы ученых и двадцать, и тридцать лет назад. Но осуществилась она только сейчас, когда появились новые материалы, техника. Кроме того, для создания криомобиля пришлось сделать сложнейшие расчеты.

- Криомобили в эксплуатации намного дешевле машин, работающих на бензине и солярке, электромобилей, а также авто, работающих на водороде, - добавляет Игорь Кудрявцев. - В минувшем году выход на улицы Нью-Йорка такси с водородным двигателем стал мировой новостью, но в научных журналах весьма сдержанно пишут о перспективах таких автомобилей из-за дороговизны использования. Так что криомобиль в ближайшем будущем может стать альтернативой машинам с двигателями внутреннего сгорания.