Перейти к основному содержанию

Главная      Что нового в Новом Свете

Что нового в Новом Свете

АМЕРИКАНЦЫ НЕ УСТАЮТ ИЗОБРЕТАТЬ - ДЛЯ, НАУКИ И ЖИЗНИ

Американцы изобретали, кажется, всегда. Александер Грейам Белл придумал телефон. Благодаря Томасу Эдисону и Джеймсу Уатту наш мир - царство электричества. Генри Форд превратил Землю в планету автомобилей. Братья Райт открыли эру воздушных полетов. Игорь Сикорский, покинувший в 1919 году большевистскую Россию, в Америке изобрел вертолет.

Год за годом уплывает из Старого в Новый Свет большая часть Нобелевских премий за революционные открытия. Даже сейчас, в эру борьбы с терроризмом, иммиграционное законодательство США по жесткости далеко не дотягивает до европейских стандартов. Американские компании по-прежнему могут спонсировать рабочие визы для иностранцев. Людям, достигшим выдающихся результатов в своей профессии, в облегченном порядке дают вид на жительство. Отсюда - изобретатели и первооткрыватели.

Какие новшества осваивает нынче Америка? Какие новые идеи зреют в умах и лабораториях Нового Света?

НА ДОРОГЕ

Отправимся для начала в Голливуд. Точнее, в район Лос-Анджелеса, где в местах типа Малибу и Беверли-Хиллз обитают крупнейшие звезды экрана и сцены. Давайте посмотрим, на чем ездят люди, у которых есть деньги для покупки любого автомобиля.

Мы будем, возможно, удивлены, когда узнаем, что Мерил Стрип, Леонардо Ди Каприо, Том Хэнкс, Энтони Хопкинс, Билли Джоэл и многие другие суперзвезды шоу-бизнеса ездят на скромных, экономичных машинах, использующих полностью или частично альтернативные источники энергии - электричество, природный газ, водород. Призрак энергетического кризиса, поставившего Америку на колени 30 лет назад, бродит в последнее время от Атлантики до Тихого океана, и сознательные американцы (а творческая интеллигенция относится к числу самых сознательных) требуют от правительства срочных и радикальных решений. Страна должна избавиться от нефтяной зависимости, чтобы ей были не страшны ни прихоти ближневосточных шейхов, ни смог, висящий над Лос-Анджелесом и другими крупными городами.

Даже нефтяник Буш не может игнорировать нефтяную угрозу. Он говорит, что в краткосрочной перспективе необходимо осваивать новые месторождения нефти на Аляске, в Скалистых горах и Мексиканском заливе, способствовать увеличению нефтедобычи в соседней Канаде (где имеются гигантские разведанные запасы). В долгосрочном плане нужно резко сократить потребление нефти за счет альтернативных источников энергии и переключения автомобильной промышленности на более экономичные модели.

В рядах передовиков альтернативного автомобилизма и государственные учреждения. По улицам американских городов ездит все больше автобусов, почтовых автомобилей, машин муниципальных служб на газе, электричестве, с гибридными двигателями и водородными топливными элементами. Частный сектор пока отстает, но не за горами то время, когда ему тоже придется отказаться от бензинодизельного транспорта.

В октябре прошлого года "Форд" объявил, что через год-два инженеры компании представят миру автомобиль с водородным двигателем внутреннего сгорания, который по эффективности не будет уступать бензиновому мотору. Проблему экологической чистоты такого двигателя "Форд" решил уже сейчас (а проблема есть: выброс окиси азота). Выхлоп водородного двигателя модели Challenge Bibendum 2004 года (рабочий объем двигателя - 2,3 литра) соответствует самым строгим стандартам чистоты. Осталось подтянуть мощность.

Пока только две корпорации - Ford и BMW - идут по пути переключения двигателя внутреннего сгорания на новое топливо. Другой путь - водородно-кислородные топливные элементы с палладиевым или платиновым катализатором - давно применяют американские астронавты, но из космоса в быт эта технология шагнула пока еще очень робко. Причина - дороговизна. Стоимость производства водорода из природного газа (а это самый дешевый способ) в четыре раза превышает стоимость производства бензина. Водородные топливные элементы в десять раз дороже двигателей внутреннего сгорания. Чтобы переключить на водород заправку автомобилей и отопление домов, нужна новая, более совершенная технология его хранения, которая еще только разрабатывается.

Американское правительство стимулирует крупными ассигнованиями научные исследования, направленные на удешевление и повышение эффективности водородной технологии. Привлечены также средства частных инвесторов. Одновременно государство применяет налоговые льготы для заправочных станций, которые обслуживают гибридные автомобили и машины на топливных элементах. Самые большие льготы - в экологически продвинутой Калифорнии.

На поприще альтернативного топлива появились не только серьезные наработки, но и проекты более "легкого поведения". Вот лишь один - "установка Эдисона", извлекающая энергию из молекул воды. Воды требуется мало, а энергии получается много. Над этой задачей долго бьются лучшие умы человечества, но прорыв произошел, как утверждается, лишь тогда, когда лучшие умы объединила частная организация под названием Genesis World Energy. Она сообщает о себе крайне мало: консорциум основан "группой военно-космических специалистов", которые организовали проект Genesis ("Генезис") с участием 400 ученых из разных стран мира. За полтора года, с января 2001-го по июнь 2002-го, они якобы открыли "дешевый, самовоспроизводящийся процесс производства неограниченной энергии из любого доступного источника воды".

Штаб энергетической революции размещается в провинциальном городке Бойзе, штат Айдахо. Ее вожди - семейство Шо в составе деловой матери Нилы (которая раньше занималась страхованием жизни) и двоих сыновей-бизнесменов, Дэррена и Чарльза. Шо упорно отказываются сообщить, кто, кроме них, входит в консорциум; где находятся якобы действующие индустриальная и домашняя "установки Эдисона"; в каких научно-исследовательских центрах производились эксперименты, приведшие к революционному прорыву; кто и сколько ассигновал денег на этот проект, и т.д. Поэтому есть основания полагать, что вечный водяной двигатель - химера. А "Генезис" - обыкновенная пирамида, что подтверждает объявление на интернет-сайте компании: она "принимает заявки на лицензии" (якобы все автомобильные концерны свои заявки уже подали), заинтересована в агентах по продаже и готова поделиться с теми, кто достанет для нее гранты.

В БОЛЬНИЦЕ

Америка - страна самой передовой медицинской науки и техники (хотя, заметим в скобках, практическое здравоохранение здесь довольно посредственное). Но научный прогресс за океаном порой наталкивается на идейно-религиозные ограничения сродни советской идеологии, объявлявшей вне закона генетику и кибернетику. Взять, к примеру, введенный Бушем запрет на государственное финансирование любых работ с человеческими стволовыми клетками. Стволовые клетки - бесценный генетический материал, который способен превращаться в любую клетку организма (кровяную, мышечную, мозговую и т.д.) и поэтому потенциально может применяться для лечения таких тяжелых заболеваний, как диабет, болезни Альцгеймера и Паркинсона, паралич и др.

К счастью, запрет Белого дома распространяется только на федеральное финансирование, и власти штатов могут его игнорировать, выделяя деньги из своих, хотя и более скромных бюджетов. Да и общественное мнение Америки с большим перевесом поддерживает исследования в области стволовых клеток. Одним из самых рьяных поборников этого направления медицинской науки был недавно умерший "супермен" Кристофер Рив. Наверное, лет через десять его паралич смогли бы вылечить. Активно выступает за поддержку государством этих исследований семья Рональда Рейгана, который страдал болезнью Альцгеймера.

...Одна из главных целей американской медицины - свести до минимума вторжение медиков в человеческий организм. Американцы этого очень не любят - и пациенты, и врачи. Пациенты - понятно, в этом жители США не уникальны. А врачи - врачи в Америке безумно боятся судебных исков, которые провоцирует неисчислимая армия адвокатов (юристов в Штатах столько, сколько во всем остальном совокупном мире). Помню, однажды у меня сильно болела спина, но целых две недели я не мог допроситься у врача уколов; в конце концов он "сдался" и сделал мне один укол, один-единственный. Когда аналогичная проблема много лет назад возникла у меня в Дании, тамошние врачи кололи меня целый месяц по 6 - 7 уколов за сеанс.

Два десятилетия назад в продаже появились приборы, измеряющие уровень сахара в крови. Нужно лишь проколоть палец. Но в 1999 году американское Управление по контролю за качеством продуктов и медикаментов (FDA) разрешило продажу Gluco Watch ("Глюко-часы") - так называется небольшой аппаратик, который диабетики носят на руке наподобие часов и который без всяких проколов и уколов измеряет через кожный покров уровень сахара. Посмотрел на циферблат - и все ясно.

Сегодня продается уже третье поколение Gluco Watch. Правда, продается не в аптеках, а через врачей. Врач выписывает рецепт, вы заказываете по телефону Gluco Watch, его присылают вашему врачу, врач калибрует прибор (для этого ему все-таки придется однажды взять у вас кровь из пальца) и выдает его вам - носите на здоровье. И периодически заказывайте у производителя - калифорнийской компании Cygnus, Inc. - расходные элементы, именуемые автосенсорами (AutoSensors). В Россию эти приборы пока не отправляют, но представители компании говорят, что в недалеком будущем это возможно.

Еще одна неинвазивная, т.е. невторгающаяся, технология - виртуальная колоноскопия. Известно, что обследование кишечника показано всем людям старше 50 лет, но в России не всякий на это отважится, т.к. за редким исключением колоноскопию делают без анестезии. Узнав от меня об этом, мой американский врач долго не мог поверить. Но и в Америке, где зонд длиной в человеческий рост вводят лишь после усыпления пациента внутривенной инъекцией, очень многие боятся эндоскопии. По данным медиков, каждый год эта боязнь стоит жизни 60 тысячам американцев. Если полипы в кишечнике не находить и не обезвреживать вовремя, они могут перерождаться в раковые образования.

Виртуальная колоноскопия не требует ни усыпления, ни вторжения в ваш организм наводящего ужас зонда. Кишечник исследуется с помощью компьютерной томографии в сочетании с компьютерной программой, позволяющей получить трехмерное изображение. Продолжительность процедуры - 15 минут. Все полипы (если таковые, не дай бог, есть) - как на ладони. И не только полипы, и не только в кишечнике. Оказалось, что трехмерная технология позволяет врачам видеть различные образования в печени, селезенке, почках, лимфатических узлах, яичниках и других органах.

...Но если вдруг найдут что-то такое, что надо резать, тут уж компьютером не обойдешься.

В КОСМОСЕ

Наверное, ни в одной сфере человеческой деятельности нет такого безостановочного изобретательства, такого количества революционных открытий, как в исследовании космоса. Одно из последних американских изобретений - альфа-магнитный спектрометр (АМС). Космос наполнен разнообразными частицами высокой энергии, которые собирательно именуют "космическими лучами".

Многие из них берут свое начало во вспышке той или иной суперновы в какой-нибудь дальней галактике. АМС обнаруживает их с помощью огромного сверхпроводящего магнита и шести сверхточных, высокоспециализированных датчиков. Аппарат будет установлен на Международной космической станции, чтобы вести сбор данных в течение трех лет.

Создаются принципиально новые системы ракетных двигателей. Франклин Чанг-Диаз, директор Лаборатории передовых космических двигателей при хьюстонском центре НАСА, вот уже несколько лет разрабатывает ракетный двигатель для дальних космических полетов. Известно, что за большие достижения в этом деле он удостоился престижных наград, но неизвестны - в силу секретности темы - подробности этих достижений.

Еще один космический проект - "Марсианский биоспутник". В 2006 году планируется запустить на низкую околоземную орбиту спутник, на борту которого будут находиться мыши. Спутник Земли будет симулировать силу притяжения, действующую на поверхности Марса, вращаясь со скоростью 34 оборота в минуту. Полет продлится пять недель, и благодаря этому эксперименту ученые рассчитывают подробно изучить, как реагирует организм млекопитающих на среду с низкой гравитацией. Полученные данные лягут в основу подготовки будущих полетов человека на Красную планету.

Кстати, летать на Марс американцы собираются в составе смешанных экипажей с участием людей и роботов. Ученые Университета Вандербильта (г. Нашвилл, штат Теннесси) совместно с НАСА работают над проектом "Робонавт". Робонавты будут выходить в открытый космос для выполнения ремонтных работ, охранять астронавтов, производить научные эксперименты и т.д.

Ну а в более "приземленном" плане НАСА пытается усовершенствовать старую технологию полетов человека в космос - "шаттлы". Корабли многоразового использования верой и правдой служат с начала 1980-х годов, но дважды их запуски завершались гибелью экипажей. Инженеры НАСА пересмотрели ряд процедур запуска, усовершенствовали технологию, но следующий полет "челнока" состоится не раньше мая этого года: четыре урагана подряд нанесли большой ущерб космическим центрам во Флориде, Луизиане, Алабаме и Миссисипи.

P.S. Иногда самые простые идеи долго лежат на поверхности, пока вдруг не появляется некто, обладающий особым зрением. Один фермер из штата Небраска приспособил старый трактор под придорожный биотуалет, которым можно попользоваться за скромную плату в два доллара. Сидишь за рулем, ноги на педалях, за ветровым стеклом - прерии и шоссе местного значения. А чтобы никто не побеспокоил не вовремя, трактор-туалет обнесен забором с калиткой. Заходишь и вывешиваешь табличку: Work in Progress ("Идет работа"). Замечательное изобретение появилось в соседней Канаде. Менеджер одного монреальского ресторана, в котором часто проводятся банкеты, много лет наблюдал, как отправляются в мусорный контейнер целые подносы с недоеденными деликатесами, и душа его болела за голодных попрошаек. Ему удалось наладить упаковку и доставку банкетных яств в городские приюты - сперва из своего ресторана, потом из других. И теперь бездомные жители Квебека, наслаждаясь лобстером со спаржей, одухотворенно восклицают в телекамеру на милом их сердцу французском языке: Charmant! Magnifique! Контейнеры для еды, которые можно разогревать в микроволновке, и транспорт для их доставки спонсировали добрые богатые люди.

***

Кое-кто в Америке утверждает, что изобрел даже двигатель на... воде