Перейти к основному содержанию

Главная      НА ГАЗОВОМ ДВИГАТЕЛЕ - ОТ ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА

НА ГАЗОВОМ ДВИГАТЕЛЕ - ОТ ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА

Сегодня у всех на слуху серия наводнений в Западной Европе. Не избежала этой напасти и российская северная столица. А вот Дания, например, уже тратит примерно миллиард долларов в год, чтобы отвоевывать землю у моря - видимо, сказывается всемирное потепление. Да и небывало теплый январь в Москве тоже заставляет подумать о том, что с климатом творится что-то неладное. А ведь за последние двадцать лет средняя температура поднялась всего на 0, 8 градуса. Если она вырастет на три градуса, может наступить всемирная катастрофа. В частности, это следствие влияния парниковых газов, на которые так щедр современный транспорт. Недаром Киотский протокол, недавно ратифицированный нашей страной, предусматривает ограничение вредных выбросов. Этот документ требует радикального пересмотра некоторых привычных подходов. Я имею в виду в том числе и перевод транспорта с жидких углеводородных видов топлива на дешевый природный газ.

В России сосредоточено около шести процентов разведанных мировых запасов нефти, а газа - более четверти. С точки зрения энергетической безопасности страны широкое применение газа на автотранспорте не требует аргументов в свою пользу. К тому же это великолепное моторное топливо. Оно практически не дает сажи при сгорании и позволяет уменьшить содержание в атмосфере двуокиси углерода, создающей парниковый эффект.

Кстати, идея не нова. Первый поршневой двигатель Ленуара работал на светильном газе, но тогда перспектив у подобной техники не было. Теперь другие времена: истощаются запасы жидкого топлива, появились жесткие ограничения на вредные выбросы. Наши дизели, к сожалению, современным европейским стандартам не отвечают и потому доступа в Европу им нет. Конечно, добиться европейских норм можно, но это очень сложно и дорого. А с помощью газового двигателя все делается гораздо проще.

Популярность газового топлива в мире растет - от Аргентины до Германии. У нас же в стране количество таких двигателей ничтожно. Да и не готовы мы пока к широкому применению газа, потому что нет инфраструктуры - сети заправочных станций.

Будущее, на мой взгляд, принадлежит водородным топливным элементам, где вместо выхлопных газов образуется чистая вода. Но на пути к такому двигателю еще много промежуточных звеньев с их вредными выбросами, и оценивать экологичность нужно по всей производственной цепи, от места добычи топлива "до колеса". Думаю, пройдет не менее четверти века, прежде чем водородные двигатели займут достойное место на рынке. Пока этого не произошло, следует использовать промежуточный вариант - природный газ. У нас же взят курс на увеличение добычи нефти: она дорожает, а мы за счет нее живем...

Я занимаюсь этой проблемой давно, и несколько двигателей уже успешно эксплуатируются. К сожалению, в целом работы по расширению использования природного газа в стране ведутся крайне медленно, а о создании нового поколения двигателей пока и вовсе говорить не приходится. Никто не выступает против: устраиваются круглые столы, чиновники готовят доклады и даже ездят с ними за границу. Но серьезных дел нет. Газовые двигатели предпочитают покупать за рубежом, хотя более дешевые отечественные ничуть не хуже. Причем продают нам не самый современный товар, а советоваться со специалистами покупатели не любят.Переход на газовые двигатели позволит обеспечить выполнение жестких европейских норм с гораздо меньшими затратами. У нас уже есть такой двигатель, разработанный совместно с ГНЦ НАМИ, нужна лишь добрая воля руководства, в том числе столичных властей.

Я уверен, что во всех крупных городах, где есть гарантированное снабжение газом, вполне оправданно использование газовых двигателей. Почему же то, что очевидно специалистам, для чиновников звучит неубедительно? Не понимают? Вряд ли. Скорее интересы страны не всегда совпадают с интересами ведомств или даже отдельных отраслей экономики. Поэтому для решения этих проблем ныне остро необходимо вмешательство государства.