Перейти к основному содержанию

Главная      На полосе как на войне

На полосе как на войне

Почему провалилась акция "Водитель Петербурга"

Год назад, 10 октября 2005 года, городской автоклуб "А24" совместно с управлением ГИБДД и при поддержке городского правительства презентовал в Смольном социальный проект "Будем вежливы". Организаторы пообещали, что в октябре 2006 года активные участники проекта получат удостоверение "Водитель Петербурга" и будут ездить по-европейски. К сожалению, проект тихо провалился уже на старте. Инспекторы ДПС утверждают, что 70 процентов пробок в Петербурге создают сами водители - кто-то направил автомобиль поперек потока, кто-то не по правилам занял перекресток и образовал тупиковый "замок", кто-то спровоцировал аварию.

Дороги Петербурга, особенно в историческом центре, из-за специфики застройки и обилия автотранспорта в последние годы стали одной большой пробкой. Но ведь в Риме, Лондоне, Хельсинки или Копенгагене еще теснее, но тамошние водители не лезут на встречную полосу или тротуар, чтобы побыстрее добраться до офиса. Они терпеливо и предупредительно пропускают пешеходов, идущих по "зебре", и не поедут на красный даже в три часа ночи и при отсутствии "помех" в пешеходной зоне.

И не только высокие штрафы тому причиной - уважение к правилам дорожного движения, которое воспитывается с юных лет. К сожалению, российские выпускники автошкол не представляют, что можно ездить, как в Европе, - вежливо и корректно. Автошколы расплодились в товарных количествах. В Питере их свыше 200, хотя в советские времена их было всего 4. А сдать на категорию "В" (можно вообще купить права за 800-900 долларов) и правильно ездить - две разные вещи.

Корректное поведение на дороге должно быть в подкорке. Правила дорожного движения гораздо легче усваиваются в общеобразовательной, а не автошколе. К сожалению, изучение ПДД в России в возрасте 7-15 лет - пока не норма, а сюжет по ТВ.

Взрослого же водителя перевоспитать нелегко. Пианист, который играет вслепую, гораздо мастеровитее коллеги, играющего по нотам.

В Англии, Франции, Финляндии и других странах штрафы за грубое нарушение ПДД составляют 50-70 процентов зарплаты жителей этих стран, а за особо грубые - еще больше, и подкупить там дорожного инспектора невозможно. Поэтому питерские лихачи ведут себя в той же Финляндии смирно, боятся превысить скорость даже на пару километров.

Ритм города определяет и ритм движения, в том числе и дорожного. Агрессивность и беспардонность московских водителей давно стала общим местом. Питерские автолюбители в массе своей бешеным темпераментом не отличаются, но и им далеко до жителей, скажем, Брянской области, которые скоростной режим не нарушают по определению.

...Год назад, презентуя проект "Будем вежливы", президент автоклуба "А24" Денис Шубин уже догадывался о его провале:

- Нынешнее поколение водителей мы, по большому счету, растеряли. Нужно хотя бы застопорить негативные процессы, чтобы не прийти к московскому хамству на дорогах. Важнейшая составляющая проекта - развитие сети детских автошкол. Если ребенок начнет изучать ПДД с 6-7 лет, то к 16, когда он получит право самостоятельно управлять автомобилем, уважение к другим участникам движения будет у него в крови.

Тем не менее господин Шубин, тогдашний заместитель начальника УГИБДД Сергей Баранов и вице-губернатор Сергей Тарасов решили рискнуть и запустить проект для взрослых. Господин Тарасов, правда, обмолвился:

- Когда мне сказали, что водители решили начать с себя, подумал, что дело это безнадежное. Но тем больше желания опровегнуть этот посыл. Участники движения пока ведут себя на дороге, как на войне. Посмотрим, что изменится в ходе акции.

Практически ничего. Кодекс "Водитель Петербурга" в октябре-декабре 2005 года подписали около 200 человек, а в нынешнем году автоклуб "А24" переключился на дорожное воспитание детей.