Перейти к основному содержанию

Главная      По гамбургскому счету

По гамбургскому счету

Каждый водитель, вероятно, сталкивался с такой ситуацией: в результате ДТП, происшедшего на оживленной улице, образуется километровая пробка. Длинный ряд машин еле-еле ползет, объезжая поврежденные автомобили, а те стоят посреди дороги, ожидая приезда инспектора ГИБДД. А можно ли участникам аварии поступить иначе?

Когда в России будет введен «европейский протокол» — возможность участникам аварии самостоятельно разрешать проблему, без присутствия сотрудников ГИБДД — заторы на дорогах из-за ДТП уйдут в прошлое. Пострадавшие машины смогут отъехать в сторону, и водители сами заполнят документы на возмещение ущерба страховыми компаниями. Стоит сказать, что наряду с европротоко-лом в нашей стране должны быть приняты и нормы прямого возмещения убытков по ОСАГО. Согласно им в случае ДТП автовладелец вправе обратиться с требованием о страховой выплате к своему страховщику, с которым у него заключен договор об ОСАГО (а не к страховщику виновника ДТП).

Эти поправки должны были вступить в силу с 1 июля, а положение о европротоколе — с 1 декабря 2008 года. Однако 25 июня Президент России Дмитрий Медведев подписал документ, предусматривающий перенос вступления в действие этой поправки к Закону об ОСАГО и положения о европротоколе на 1 марта 2009 года. С чем это связано?

На вопрос отвечает директор агентства страховой компании «Югория» Диана ЩЕКА:

— Решение о переносе сроков вступления в действие поправок о прямом урегулировании и европротоколе было принято, потому что на 1 июля страховой рынок к введению прямого урегулирования был однозначно не готов. Причем основной причиной были не столько страховщики, сколько отсутствие необходимой законодательной и нормативной базы. Спешка и непродуманность при введении новой системы могут вызвать серьезные проблемы на рынке ОСАГО. Должна быть разработана и утверждена единая методика оценки ущерба, в рамках которой страховщики будут рассчитывать ущерб по страховым случаям. При ее отсутствии могут возникнуть разногласия между страховщиком виновника и страховщиком потерпевшего.

Для автовладельцев, конечно, такой порядок урегулирования ДТП предпочтительнее. Но не всегда можно так поступить. Если вред нанесен только имуществу и нет пострадавших, в ДТП участвовали лишь две машины, обе застрахованные по ОСАГО, все обстоятельства ДТП очевидны и стороны с этим согласны, а суммарный ущерб не превышает 25 тысяч рублей, — можно прямо на месте оформить извещение о страховом случае и разъехаться, не вызывая сотрудников дорожной инспекции. Если сумма ущерба от ДТП больше 25 тысяч рублей, протокол о происшествии должен составляться инспектором ГИБДД. Кроме того, по условиям евро-протокола необходимо присутствие не менее двух свидетелей, которые могут подтвердить правильность показаний.

Еще один момент: чтобы норма заработала, придется внести изменения в Правила дорожного движения. Сейчас ПДД разрешает договорившимся водителям не вызывать сотрудника ДПС на место аварии, но они обязаны с зарисованной схемой происшедшего приехать сами. Если этого не сделать, то виновника аварии можно будет обвинить в том, что он скрылся с места ДТП, а за это в Административном кодексе прописано лишение прав на срок до года.

Все эти проблемы, заметные даже при предварительном рассмотрении готовящихся новшеств, свидетельствуют о привычном стремлении наших чиновников сначала провести реформу, а потом думать о ее последствиях. В Европе к введению прямого урегулирования шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности вовлекая в этот процесс страховые компании, и такой эволюционный подход является самым разумным.

***