Перейти к основному содержанию

Главная      ЧЬИ ТАМ ЩУПАЛЬЦА В ОСАГО?

ЧЬИ ТАМ ЩУПАЛЬЦА В ОСАГО?

Все попытки упростить автомобилистам получение страховки за ущерб в ДТП натыкаются на яростное сопротивление страхового лобби. Его щупальца проникли в органы исполнительной и законодательно-единороссовской власти, где коллеги и верные стражи интересов автостраховщиков не допускают никаких "посягательств" на доходную кормушку.

В том, что будет именно так и не иначе, убеждал принятый в апреле 2002 года закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО). Система страхования в РФ выстраивалась по принципу - "взять и не отдать". Закон затолкал в сети страхкомпаний автовладельцев. Им предписывалось быть граждански ответственными, страховщикам разрешалось жить "по понятиям".

Очередной сыр-бор вокруг ОСАГО разгорелся в Госдуме за 20 дней до введения в действие закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Он упрощал в некоторых случаях получение страховок пострадавшими в дорожных переделках автомобилистами. Не стоит думать, что закон, за который решилась проголосовать думская "Единая Россия", был продиктован соображениями гуманизма по отношению к отечественным автовладельцам. Нет. Потребовалось вписаться в Европейский протокол или западный стандарт, предусматривающий упрощения в ОСАГО.

Закон устанавливал: 1) если в случае автоаварии сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей, если нет угрозы жизни и здоровью участников ДТП и между ними не возникает серьезных разногласий, то им предоставляется право самим, без вызова сотрудника ГИБДД, составить акт о происшествии и на его основе получить полагающуюся страховку; 2) потерпевшему в автоаварии разрешается обратиться с требованием о погашении убытка к своему страховщику и не искать страховую компанию, с которой заключил договор виновник ДТП, как прописано в базовом законе.

Нормы должны были вступить в силу с 1 июля этого года. Их с нетерпением ждали автомобилисты, предвкушая хоть небольшое послабление в их мытарствах в общении со страховщиками. Да и на дорогах чуть бы уменьшилось заторов, которые нередко образуются из-за того, что даже при незначительных ЧП столкнувшимся автомобилистам приходится часами ждать гаишников для оформления документации. Возникает пробка и всеобщая нервозность на дороге.

Самоурегулирование ситуации при небольших ДТП выгодно всем участникам дорожного движения. Только не страховщикам. Для них любое упрощение в выплате страховок означает потерю прибыли. Страхкомпаний давно распространяли мнение, что переход на стандарты Европейского протокола чреват не только резким увеличением количества выплат, но и всплеском мошенничества. Их точку зрения не разделяли миллионы страхователей. Но в итоге победили страховщики и их деньги.

Это стало понятно несколько дней назад на Совете Госдумы, куда в срочном порядке поступил законопроект - с длинным названием, но объемом всего в одну строку: перенести ввод новых норм с 1 июля 2008 года на 1 марта 2009 года. Автором строки стал депутат-"единоросс", зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам и по совместительству - президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Его законотворческая инициатива стала неожиданностью не только для коммунистов, но и для некоторых "единороссов". В их число попал и Грызлов. Причина оказалась предельно простой, даже традиционной: нет нормативных актов, не создана единая информационная база по нужным полюсам страхования, отсутствуют методические документы, без чего невозможно исполнение новых норм закона по ОСАГО.

"Кто должен был обеспечить?.. Кто тормозит новый закон?" - посыпались вопросы. Ответ главы профильного комитета "единоросса" Владислава Резника: правительство, минфин. "Правительство ни при чем", - возмутился представитель правительства в Госдуме А.Логинов. "А кто при чем?" - уточнял Резник. Логинов что-то бормотал, спикер Грызлов вертел непонимающе головой, Резник демонстрировал принципиальность. Но никто не решился четко ответить, кто конкретно "при чем".

К правительству, в особенности к Минфину, "единороссы" всегда относились, как к священной корове. А теперь, когда кабинет министров возглавил глава "Единой России" В.Путин, то и вовсе ни тени недовольства каким бы то ни было правительственным ведомством грызловцы выразить не смеют. Однако внезапно вспыхнувшая полемика выявила зреющее недовольство внутри единопартийной фракции. Не всем хочется оставаться на положении бессловесных истуканов в небезобидных и нечистоплотных манипуляциях с законами.

Почему не подготовлены необходимые документы, на ком вина и ответственность за перенос на год реализации социально значимых поправок к ОСАГО - так и осталось "ежиком в тумане". В. Резник предложил принять парламентский запрос в правительство на имя председателя Путина, где в корректной форме сформулирован вопрос, когда будет наведен порядок и подготовлены все нормативы для исполнения обновленного закона об ОСАГО. В.Резник предусмотрительно сдерживал свое недовольство, которое сквозило в его репликах и интонациях. Его запрос думцы предполагали рассмотреть 11 июня.

А в пятницу, 6 июня, "единороссовское" большинство по своей привычке послушно проголосовало за законопроект Коваля о переносе на 1 марта 2009 года действия закона об упрощенных нормах получения страховок. "Единая Россия" снова переключила на Госдуму вину правительства, не исполнившего свои обязанности. Правительство снова осталось в тени. Засветился Коваль-страховщик - так он же "страдал" за "своих".

Коммунисты высказались категорически против переноса и против выгораживания исполнительной власти. "Правительству близки интересы крупных страховых компаний, а вот то, что миллионы людей смотрят на ОСАГО, как на узаконенные поборы, - это оставляет высоких чиновников равнодушными. Иначе за шесть лет нашли бы возможность выработать методику по оценке ущерба", - заметил депутат от КПРФ Борис Кашин.

По мнению первого заместителя руководителя фракции коммунистов Сергея Решульского, "дело скандальное, опять скажут, что Госдума пошла на поводу у страховщиков. А дело не во всей Думе, а в части ее. Когда принимался закон об "автогражданке", мы, коммунисты, активно против него выступали. Пытались раз семь вносить в него поправки, чтобы снизить сумму поборов для автовладельцев. Но сработали большие деньги. Они продавили все... Там такие деньги крутятся..."

О том, что большая часть страховых сумм оседает в страховых компаниях, писалось в СМИ немало. По данным за 2006 год ("Российская бизнес-газета" за 13 марта 2007 года, N9), на рынке ОСАГО осуществляли деятельность 165 страховых организаций. Они постоянно озабочены, как увеличить для автовладельцев страховые взносы. И усилия их не пропадают даром. Сравним: средняя стоимость одного страхового полиса в том же 2006-м увеличилась на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года (до 2007 тыс. рублей), а сумма выплат по одному страховому случаю за то же время выросла всего на 1% (с 22,567 до 22,797 тыс. руб.). Собирая больше взносов, страховщики предпринимают все, чтобы деньги из своих рук не выпускать. Так, в 1-м полугодии 2006-го премии по ОСАГО составили 9,9% от общего объема премий, собранных российскими страховщиками, тогда как в 2005 году этот показатель был равен 10,9 %.

В 2007 году рынок ОСАГО вырос на 20%, доля страхования иномарок увеличилась, следовательно, и объем взносов возрос. Но страховщики не устают снова и снова требовать повышения тарифов для страхователей, распространяя слухи о потенциальной убыточности их компаний.

Свои планы и прогнозы строит Минфин, не скрывая своей тесной связи и полного взаимопонимания со страхкомпаниями. К 2010 году, по подсчетам Минфина, сборы страхового рынка составят 0,95 - 1,10 трлн руб., а выплаты - 0,55 - 0,60 трлн руб. ("Страхование сегодня", 24 апреля 2008 года). Сумма резерва достигнет 750 - 800 млрд руб. Так что банкротство страховщикам не грозит. Для Минфина, неутомимо борющегося с инфляцией, страховщики играют важную роль по изъятию денег из кошельков страхователей, что отвечает кудринской задаче "снижения" инфляции. Возможно, есть и другие точки соприкосновения правительственных чиновников со страховщиками, о чем можно судить по тому, как заматываются законы, защищающие интересы миллионов.