Перейти к основному содержанию

Главная      Хроники ОСАГО-2007

Хроники ОСАГО-2007

Финансы Напечатать

"Важнейшим событием уходящего и основной перспективой грядущего года, как для страховщиков, так и для страхователей, станут изменения.

"Важнейшим событием уходящего и основной перспективой грядущего года, как для страховщиков, так и для страхователей, станут изменения, внесенные ГД ФС и утвержденные на днях Советом Федерации в Закон об обязательном страховании авто гражданской ответственности (ОСАГО), - говорит генеральный директор "Страховой группы "Адмирал" Алла Киселева. - В частности, вводится прямое урегулирование убытков и упрощенный порядок оформления ДТП. Именно эти изменения вступят в действие в 2008 году".

Хорошие новости для страхователей

С 1 декабря 2008 г. можно будет обойтись без участия сотрудников ГИБДД в том случае, если:

не причинен вред жизни и здоровью,

в аварии участвовало не более двух машин,

водители согласны с тем, что ущерб имуществу не превышает 25 тысяч рублей, и с тем, как в извещении о ДТП зафиксировано расположение транспортных средств.

Порядок оформления документов об аварии без участия милиции определит правительство.

"Клиентам, попавшим в "легкие" ДТП, станет удобнее, - считает Алла Киселева, - сегодня огромное количество времени уходит на ожидание представителей ГИБДД. Что касается страховщиков, то у нас до 2/3 заявлений по убыткам ОСАГО и автоКАСКО касаются небольших повреждений. На мой взгляд, необходимо упростить именно эту процедуру".

С другой стороны, правильно оформить извещение о ДТП, разобраться с порядком заявления на урегулирование и получение выплат самостоятельно достаточно сложно.

"Выход есть, - считает Алла Киселева. - Каждый страхователь, согласно правилам ОСАГО, имеет право обратиться в свою страховую компанию и попросить ее выслать на место ДТП своего представителя. Например, наши аджастеры специально подготовлены для работы на условиях европейского автострахования, которые подразумевают упрощенное оформление ДТП. Наши консультации по порядку сбора документов, оформления и получения выплаты - бесплатны, распространяются на виновных и невиновных в ДТП клиентов, выезд на место аварии осуществляется круглосуточно. В этом смысле мы готовы к упрощенному урегулированию и не оставим клиентов без поддержки.

Другое дело - в связи с упрощенным урегулированием страховщики, в том числе и в "Адмирале", ожидают новую волну страхового мошенничества.

"Превентивные меры принимаются каждой компанией, которой небезразлична проблема убыточности от мошенничества, - считает Алла Киселева. - Служба безопасности страховщиков укомплектовывается более опытными кадрами, создается отраслевая база данных по мошенничеству, проводится разъяснительная работа со страхователями.

"Европейский протокол" начнет действовать в России

С 1 июля 2008 г в РФ начнут действовать правила "Европейского протокола" - потерпевший в ДТП сможет обращаться за выплатой к своему страховщику ответственности, а не в компанию виновника, как это принято сейчас.

"Это удобно для клиента и страховщикам придется налаживать данный процесс. В "Адмирале" мы такой сервис уже предоставляем, действуют соглашения с рядом страховых компаний. Только в этом году по "Европротоколу" получили выплаты десятки клиентов", - заметила Алла Киселева.

Кроме того, поправки в закон об ОСАГО устанавливают фиксированную страховую сумму в случае смерти участника ДТП - 135 тысяч рублей на человека вне зависимости от количества людей, а также определяют максимальный размер возмещения расходов на погребение - 25 тысяч рублей.

Возмещение вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего, рассчитывается в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса и не может превышать 160 тысяч рублей. Согласно действующему законодательству, максимальная страховая сумма по вреду жизни или здоровью при нескольких пострадавших в ДТП равна 240 тысяч рублей, а при одном пострадавшем - 160 тысяч рублей.

Перспективы для страховщиков

Данные Эксперт РА и Российского союза автостраховщиков (РСА) указывают, что "коридор" критической убыточности по этому виду страхования составляет в конце 2007 года 66-76% для различных регионов. В ЮФО уже есть регионы, где убыточность "зашкаливает" за 100% - некоторые республики Северного Кавказа, например. За 2007 г. сентябрь с рынка ОСАГО РФ ушли более 10 компаний, скоро эта цифра может дойти до полусотни. Обязательства по выплатам их клиентам лягут на более устойчивые компании - членов РСА и убыточность в целом по виду страхования неминуемо возрастет. В этой связи странно слышать мнения о необходимости дальнейшей концентрации страхового рынка для достижения целей, никак не связанных с выгодой для клиентов.

"Поправки в законодательство по ОСАГО приведут к повышению убыточности по этому виду", - считает Алла Киселева.

Динамика роста премии и выплат по ОСАГО сейчас практически сравнялась, в то время как с 2003 г. премии росли значительно быстрее выплат, т.к. рынок еще только развивался. Сейчас покрытие автопарка страны полисами ОСАГО специалисты РСА оценивают в 98%, а концентрация этого рынка под контролем десятки лидеров достигла 44%. Десять компаний - лидеров контролируют почти половину рынка России по ОСАГО. Это значит, автовладельцам стоит надеяться только на гигантов? А если такой "гигант" решит, что ОСАГО больше не рентабельно и откажется от лицензии?

"При более внимательном взгляде на Ростов-на-Дону и область, мы увидим, что ситуация здесь сильно отличается от "средней" по России, - заметила Алла Киселева. - Например, доля "Адмирала" на рынке ОСАГО РО - не менее 11, 5% и она растет на 1-1, 5% в год уже более 3-х лет - в то же время, у региональных страховых компаний, зарегистрированных в ЮФО (а их в Ростове 36), доля рынка изменяется совсем не значительно.

За 9 месяцев 2007 года СГ "Адмирал" заключила свыше 95 000 договоров ОСАГО. По предварительным результатам, по итогам этого года, доля "Адмирала" в этом сегменте рынка Ростовской области составит не менее 11, 5% среди 146 страховщиков. Доля компании в сегменте ОСАГО на рынке ЮФО достигнет 3, 15% среди более 560 страховщиков.

Местный страховщик федеральному рознь

Разговоры о захвате рынка федеральными брендами, после анализа данных ФССН по ЮФО, трудно назвать обоснованными - в доле, занимаемой на рынке ОСАГО Ростовской области иногородними страховщиками (65%), лидирующая среди 120 игроков компания (она же самая известная в России) занимает более 48%! В результате, 119 филиалов делят оставшийся сегмент.

Между тем, в совокупности, местные компании контролируют около 35% рынка ОСАГО Ростова и Ростовской области - а значит, местные страховщики взяли на себя гражданскую ответственность за каждого третьего водителя в Ростове. Скорее всего, это выгодно для ростовчан - ведь местные СК больше заинтересованы в успешной работе с земляками, чем "пришельцы".

Другими словами, в Ростове и области существует два типа лидера рынка ОСАГО, две концепции страховой защиты ростовских автовладельцев. Первый тип - это "местный" страховщик "Адмирал" с уникальными и адаптированными под потребности местного рынка технологиями урегулирования страховых случаев.

Второй - "типичная" федеральная компания, которая преобладает за счет отработанных технологий "конвейерного", массового оформления полисов ОСАГО в период введения "обязаловки". Только вот какой нюанс: в связи с ростом убыточности по ОСАГО "конвейер" у них теперь в центрах урегулирования убытков. А кому из нас не знакомы недостатки конвейера в сфере услуг?

В 2008 г. страховщикам придется приложить много усилий, чтобы сохранить приемлемую убыточность и конкурировать на рынке ОСАГО. "Адмирал", наращивая долю рынка и при этом сохраняя среднюю выплату на уровне общероссийской - 22 000 рублей, собирается и в дальнейшем сопровождать процесс урегулирования по ОСАГО и автоКАСКО бесплатными и предусмотренными законом и правилами ОСАГО сервисами.

"За счет этого мы стремимся упростить процедуру урегулирования, сделать ее менее болезненной и хлопотной, - делится планами Алла Киселева. - На 3300 урегулированных случаев ОСАГО за 9 месяцев 2007 г. пришлось 2100 выездов аджастеров, прибавьте еще 1800 выездов по страховым случаям автоКАСКО - эти цифры говорят о востребованности страховых сервисов.