Перейти к основному содержанию

Главная      Вернуть утраченное

Вернуть утраченное

 

АВТОСТРАХОВЩИКАМ ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ: НА ДНЯХ КАССАЦИОННАЯ коллегия Верховного суда отклонила жалобу правительства, оставив в силе июльское решение суда низшей инстанции касательно калькуляции размера возмещения пострадавшим в ДТП. Напомним: 24 июля Верховный суд признал недействующим первый абзац подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Теперь страховые компании обязаны учитывать при расчете возмещения не только стоимость ремонта, но и так называемую УТС - утрату товарной стоимости машины. Речь идет не об амортизации, то есть износе деталей, а об ущербе, понесенном в результате ремонта. Ведь как бы качественно ни была восстановлена машина, она все равно теряет некоторые свойства - например, пассивную безопасность. И переходит в разряд битых, здорово теряя в рыночной стоимости - иногда до 20-30 процентов. На самом деле возмещать эти убытки страховщики обязаны и так, ведь УТС считается прямым ущербом (такое разъяснение вынес в свое время Верховный суд). Но компании от этого увиливали: мол, УТС в денежном выражении возникает только в момент продажи машины. Особо настырным гражданам оставалось только обращаться с иском к страховой компании или к виновнику.

На этот раз свое слово сказала кассационная коллегия - высшая инстанция, и от возмещения УТС страховщикам уже не отвертеться. А вот как скоро водители вздохнут свободнее, пока вопрос. Во-первых, потребуется скорректировать Правила ОСАГО. Во-вторых, определиться с методикой расчета УТС. И главное, самое неприятное: страховщики обязательно потребуют перерасчета тарифов, то есть платить за полис мы будем значительно больше. Причем тарифы утверждает не кто-нибудь, а правительство - именно та инстанция, которая возражала против "обязаловки" по уплате УТС.

Как бы то ни было, мы потихоньку движемся к цивилизованному ОСАГО. Еще бы обязать автосервисы, страховые компании и ГИБДД сливать информацию о "нечестных" машинах в общую базу, чтобы не так просто было напороться на битые и восстановленные! Как делается, например, в США: примериваясь к подержанному авто, каждый может за разумные (не более 25 долларов) деньги получить распечатку с полной историей машины: когда, где и на чье имя ставилась на учет, налагался ли на нее арест, трудилась ли в качестве такси, зарегистрированы ли за ней ДТП, что и когда ремонтировалось и т. д. У нас же купить "горелый литовский перевертыш" по цене почти новой машины-пара пустяков.