Перейти к основному содержанию

Главная      ОСАГО В ОСАДЕ

ОСАГО В ОСАДЕ

Ситуация с автострахованием вызывает много вопросов. Вроде бы благое начинание умудрились извратить до такой степени, что люди воспринимают страховку как нечто обязательное, как аксессуар к машине вроде ковриков в салоне, ничуть не надеясь на реальную помощь.

Слава богу, это поняли в Министерстве финансов и подготовили поправки к действующему закону об ОСАГО, призванные серьезно облегчить жизнь водителям. Главное нововведение состоит в том, что будет введена так называемая система прямого регулирования, когда пострадавшие в ДТП должны обращаться не в страховую компанию причинителя ущерба, а в свою собственную. В Минфине увидели, что средние выплаты по ОСАГО не превышают 20 тысяч рублей, так что система прямого регулирования вполне оправдана и будет распространена на все страховые случаи. Правда, должны быть соблюдены определенные условия: в ДТП участвовало не более двух автомобилей, оба они застрахованы по ОСАГО, и ущерб причинен только имуществу. Кроме того, поправки к закону предусматривают оформление протокола ДТП без вызова представителя ГИБДД. Данный порядок должен начать действовать с 2008 года при мелких авариях, когда ущерб транспортным средствам не превышает 25 тысяч рублей.

Остается только пожелать этому документу скорейшего прохождения всех инстанций. Будем надеяться, что депутаты Государственной думы успеют принять поправки до ухода на каникулы.

Фактически Минфин стремится узаконить практику, давно установившуюся среди автолюбителей. Граждане, впечатленные рассказами своих знакомых о долгих и мучительных попытках истребовать-таки со страховых компаний деньги или же сами прошедшие этот зачастую тернистый путь, предпочитают не связываться со страховщиками, решая возникшие проблемы, как в старые добрые времена: прямо на месте, между собой.

Нарушений в сфере автострахования хоть отбавляй. Только вот каким-то практически мистическим образом дела на руководителей страховых организаций никогда до суда не доходили, разваливались. Попадались исключительно агенты и прочие мелкие служащие. Видимо, почувствовав, что с беспределом пора начинать бороться по-взрослому, Российский союз автостраховщиков (РСА) совместно с милицией решил заняться чисткой собственных рядов.

Первой ласточкой стала "Страховая компания "Универсальный полис", у которой приказом Федеральной службы страхового надзора N444 от 9 декабря 2005 года за неисполнение ранее вынесенных предписаний была отозвана лицензия на право осуществления страховой деятельности. Но несмотря на это, на протяжении еще долгого времени компания продолжала заключать договора ОСАГО, занимаясь, таким образом, незаконной предпринимательской деятельностью.

Следствие установило, что в период с 17 ноября 2005 г. по 9 января 2006 г. "Универсальный полис" реализовал более 1500 полисов ОСАГО, в основном гражданам Москвы и Санкт-Петербурга. Была проведена бухгалтерская экспертиза. Сумма ущерба государству от незаконной предпринимательской деятельности составила более 1 миллиона 200 тысяч рублей.

От частных лиц заявлений о невыплатах в страховых случаях не поступило. Может быть, случаев не было, а может, просто связываться не захотели. Как бы то ни было, учредитель и генеральный директор "Универсального полиса" были осуждены, и приговор вступил в законную силу. На обоих были наложены крупные штрафы. На первого - 300 тысяч рублей, на второго - 250. Мягкость приговора объясняется тем, что господа Гусейнов и Федорова сотрудничали со следствием, вину свою признали и полностью раскаялись, да и штрафы оплатили практически мгновенно. Интересно, что в качестве собственного оправдания они сказали, что надеялись на скорое возвращение лицензии, хотя должны были прекрасно знать, что лицензий РСА не возвращает.

Таким образом, создан полезный прецедент в сфере автострахования, в котором заинтересован не только РСА, объявивший, что одним из основных направлений его работы является уход с рынка недобросовестных страховщиков, но и армия простых автолюбителей. Есть надежда, что после упомянутого выше дела процессы пойдут один за другим, особенно в регионах, где ситуация с автострахованием близка к аховой. Это и поправки Минфина к закону об ОСАГО должны, просто обязаны сделать автострахование прозрачным, понятным и удобным инструментом, а не обязательной фикцией.