Перейти к основному содержанию

Главная      ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ВЗГЛЯД ИЗ БОКСОВ

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ВЗГЛЯД ИЗ БОКСОВ

Опубликовано admin - пн, 06.10.2008 - 00:00

Итак, скоро и в России появится трасса "Формулы-1". В Подмосковье уже даже заложен первый камень нового многофункционального автодрома и гоночной трассы Moscow Raceway. Еще в прошлом году "Формула-1" была самым прибыльным видом спорта. Сегодня гоночная серия испытывает кризис. В нынешних условиях это ощущается особенно остро. Сегодня вопрос, появится ли у России еще и своя команда, превращается в вопрос, а нужно ли это вообще?

Мировой финансовый кризис заставляет команды задуматься о реформе королевской серии. Глава Международной федерации автоспорта (FIA) Макс Мосли неоднократно говорил, что затраты и так слишком велики, а доходы оставляют желать лучшего. Начинают ли события развиваться по сценарию шестилетней давности, когда "Формулу-1" покинули Frost и Arrows? Тогда многие объясняли происшедшее, в частности, сдвигами в мировой экономике после 11 сентября 2001 года.

Непрекращающиеся разговоры о необходимости сокращения бюджета команд наконец приняли законченную форму. FIA опубликовала цифры, выше которых в расходовании денежных средств команды "прыгнуть" не смогут.

Программа сокращения расходов стартует уже в следующем году. В новом сезоне командам будет разрешено иметь бюджет, не превышающий (евро)175 млн. В 2010-м сумма снизится до (евро)140 млн, а в 2011-м составит (евро)110 млн. Однако у команд есть послабления: в указанные суммы не будут включаться расходы на двигатели, системы аккумулирования энергии, на маркетинг, а также зарплаты персоналу и гонщикам.

ЗАРПЛАТА - НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ

Королевская серия - один из самых дорогих видов спорта. Это видно и по бюджетам команд. Крупнейшим, по данным издания Formula Money, обладает команда Toyota - почти $446 млн. Японцы опережают по этому показателю признанных лидеров - McLaren и Ferrari. В целом же бюджет всех "конюшен" составляет более $3 млрд. на сезон. В эту сумму входят спонсорские деньги, призовые и, конечно же, вложения владельцев команд, а также доходы от клиентов за моторы.

Если в игровых видах спорта (прежде всего в европейском футболе и хоккее с шайбой) зарплаты звезд составляют львиную долю бюджета, то в "Формуле-1" это не самая "страшная" часть платежной ведомости хозяев "конюшен", хотя зарплаты пилотов и выглядят внушительно. Так, по данным немецкого издания Auto Motor und Sport, больше всего в этом году заработает Фернандо Алонсо - его зарплата в Renault составит $28 млн. Действующий же чемпион мира Кими Райкконен получит от Ferrari $22 млн, вице-чемпион Льюис Хэмилтон - только $5 млн, а его партнер по команде Хейкки Ковалайнен ровно в два раза меньше. Ник Хайдфельд заработает $11 млн, а Дженсон Баттон, не набравший в этом году еще ни одного очка, - $16 млн.

Впервые в чемпионате уже нет рента-драйверов. Хотя, если вспомнить прошлые годы, многие пилоты из команд-аутсайдеров сами платили за свое участие в чемпионате. Даже дебютант чемпионата Казуки Накаджима получит зарплату $1 млн. Еще один новичок, Нельсон Пике, заработает на $500 тыс. больше.

ЕСЛИ НЕ БУДЕТ СПОНСОРОВ...

Главная же статья дохода - по-прежнему средства спонсоров. Тот же ежегодник Formula Money приводит следующие данные: больше всего денег от спонсоров получает, конечно, Ferrari - это $200 млн. ежегодно, что составляет почти половину годового бюджета.

Спонсорам сотрудничество с командами королевской серии тоже выгодно. Лучшей командой для них является Williams. Спонсор английской команды, страховая компания Allianz, получила прекрасную отдачу (прежде всего в количественном выражении) от рекламы: при затратах $1 млн. в год логотип компании был показан наибольшее количество раз по сравнению с логотипами спонсоров остальных "конюшен".

Об эффективности спонсорства "Формулы-1" косвенным образом свидетельствуют и данные о росте известности некоторых брендов. Так, например, за 2007 год лидер упоминаемости этого обзора группа компаний ING продвинулась в рейтинге "Топ-100 самых ценных брендов мира" на 10 позиций вверх, заняв в нем 43-ю строчку. Титульный спонсор Renault, тратящий на поддержку команды $65 млн. в год, чаще других упоминался в печатных публикациях - 883 раза.

Если говорить о вложениях, то самые большие инвестиции в первую формулу сделала компания Honda. За пять последних лет они составили 800 млн. фунтов стерлингов (годовые вложения оцениваются в 195 млн. фунтов). Toyota инвестировала 775 млн, McLaren - 665 млн. фунтов.

ПОТЕНЦИАЛ ВЛОЖЕНИЙ

Тем не менее "Формула" до этого года продолжала оставаться выгодным способом вложений в спорт. Согласно исследованию Deloitte, 18 Гран-при "Формулы-1" прошлого сезона в среднем принесли $217 млн. дохода каждый, что значительно больше доходов от американского футбола NFL ($24 млн. в среднем от игры), от матчей английской футбольной премьер-лиги ($8 млн) и бейсбольной лиги MLB ($2 млн). Общий же доход серии "Формулы-1" за прошлый сезон - $3, 9 млрд. Он состоит из суммы доходов от трансляций, спонсорских поступлений, корпоративных размещений, прибыли команд и организаторов гонок (билеты и спонсорство на трассах).

По словам Алана Швицера, директора Sports Business Group компании Deloitte, с учетом азиатской экспансии с раскруткой местных гонщиков, в частности в Индии и Китае, с переходом некоторых этапов к ночным гонкам и доходы, и аудитория (350 млн. зрителей в сезоне-2007) будут расти.

"ФОРМУЛА-1" В НЕЛЕГКИЕ ВРЕМЕНА

Но финансовый кризис сказывается на всех. Так, Honda уже объявила о снижении доходов. Это необязательно скажется на бюджете команды, но, безусловно, заставляет задуматься о будущем.

Не факт, что лимитирование бюджетов поможет маленьким командам. Бюджеты все равно должны остаться на довольно высоком уровне - если есть желание сохранить присутствие автопроизводителей. Но эта мера обеспечит таким командам выживание, ведь они будут знать, что планка конкурентоспособности будет снижена. И, возможно, это подтолкнет какие-то новые команды к участию в "Формуле-1": они будут соревноваться на том уровне, какой им позволят их бюджеты.

Часто, как говорят специалисты, частные команды появляются в "Формуле" потому, что им удается найти финансирование лишь на один сезон. Но потом они неизбежно сталкиваются с экономическими проблемами, и ни на второй год, ни на третий денег уже не хватает. Есть и другие примеры: сегодня Force India - команда с хорошим бюджетом и уникальной возможностью завоевать индийский рынок. Да, возможно, Scuderia Toro Rosso будет выставлена на продажу, но она в хорошем состоянии и может оказаться привлекательным предложением для потенциального покупателя. Хотя в целом ситуация не из простых. Флавио Бриаторе вспоминает, что в 1997 году, когда он продавал команду Ligier, было шесть или семь заинтересованных покупателей. Буквально очередь стояла. То, что произошло недавно с Super Aguri, - свидетельство того, что все меньше людей сегодня хотят вкладывать в команды "Формулы-1".

Тому же Williams, к примеру, радоваться нечему. Согласно отчету самой команды, суммарные финансовые потери в прошлом и позапрошлом сезонах оцениваются в $88 млн. Последний раз команда Фрэнка Уильямса была прибыльной в 2005-м - тогда доход составил $60 млн! Сейчас же Williams снова вынуждена обращаться за кредитом.

Кредит команда получит, но аудиторы уже дают понять, что если в ближайшее время Williams не представит четкой и внятной долгосрочной программы развития, "конюшне" придется совсем тяжело.

Но, так или иначе, Williams по-прежнему продолжает оставаться единственной командой чемпионата, которую не поддерживают автопроизводители или крупные частные инвесторы.

[Графические материалы:

БЮДЖЕТЫ КОМАНД В 2008 ГОДУ

ЗАТРАТЫ КОМАНД "ФОРМУЛЫ-1" В РАСЧЕТЕ НА ОДНО ПРИЗОВОЕ ОЧКО В 2007 ГОДУ

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СПОНСОРСКИХ СОГЛАШЕНИЙ КОМАНД

Материал доступен в бумажной версии издания. ]