Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОЖНАЯ КАРТА БОЛИДОВ

ДОРОЖНАЯ КАРТА БОЛИДОВ

Берни Экклстоун пытается прописать "Формулу-1" в России. Его настойчивость заставляет поверить, что так оно и будет

ИСТОРИЯ ФЛИРТА РОССИИ С "КОРОЛЕВОЙ автоспорта" продолжается. Только в качестве кандидата на строительство формульной трассы теперь называют не Москву, а Санкт-Петербург В феврале в Северной столице побывал владелец "Формулы-1" британец Бернард Экклстоун. Он провел соответствующие переговоры на самом высоком уровне - с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко. Сами переговоры велись, понятное дело, за закрытыми дверями, однако просочившейся в прессу информации вполне достаточно, чтобы понять - идут они со скрипом. Камнем преткновения стали, как водится, деньги. Как известно, несколько лет назад провалились аналогичные переговоры Экклстоуна с Москвой. Так что же, Россия и "Формула-1" никогда не договорятся? Не будем спешить. 77-летний Берни Экклстоун известен тем, что способен на нестандартные решения. Он уже не раз вытаскивал свое любимое детище - "Формулу-1" - из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

"Мистер решение"

Что же за человек Бернард Чарльз Экклстоун? В 1 б лет он покинул школу и стал работать в местной газовой компании. И в это же время заинтересовался мотоспортом. В 1949 году Берни сам гонялся в "Формуле-3": пусть недолго, но зато успешно. После аварии решил больше не рисковать и немного позанимался недвижимостью. Но в 1957 году вернулся в гонки как менеджер пилота Стюарта Льюиса-Эванса и команды "Формулы-1" "Коннаут". Отправной точкой восхождения Берни к вершинам бизнеса в "Больших призах" можно считать 1971 год. Тогда Экклстоун купил за 100 тысяч фунтов стерлингов команду "Брэбхэм".Именно в "Брэбхэм" ему удалось в полной мере реализовать те принципы, которыми по сей день руководствуются наиболее успешные автоспортивные команды. Экклстоун сумел добиться необыкновенной популярности "Брэбхэм" у журналистов. Поводом для внимания прессы становились не только победы пилотов и технические новации в болидах конюшни, но и скандалы, дисквалификации, громкие заявления конструкторов и руководителей команды. В результате далеко не всегда успешно выступавшая команда "Брэбхэм" не оставалась без финансовой поддержки крупных компаний. Помимо этого Экклстоун широко использовал институт рент-драйверов - бизнес-пилотов, платящих команде за аренду машины, обслуживание и т. д. Бизнес-драйверы были в "Формуле" и до Экклстоуна, но именно он поставил дело на поток, упорядочив этот бизнес в рамках своей команды.

Но Берни не ограничился одной командой. Он устремился дальше, к вершинам "Формулы". Теперь, когда он имел репутацию успешного менеджера команды, ему стало гораздо проще убеждать в своей правоте не только соратников, но и противников. Экклстоун быстро смекнул, что главный "сундук с сокровищами" - это права на телетрансляции. Но дорога к "кладу" оказалась тернистой и извилистой. Экклстоуну пришлось преодолеть многолетнее сопротивление Международной федерации автоспорта (EISA) во главе с Жан-Мари Балестром, а также с пилотами и командами, далеко не всегда поддерживавшими его новаторские идеи. Но в конечном итоге Берни все же удалось получить желаемое. Он превратил "Формулу-1" в грандиозное шоу, и сегодня телевизионные трансляции - один из важнейших источников доходов.

Но что любопытно, несмотря на солидный капитал (3,6 миллиарда долларов, по данным ноябрьского Forbes), Экклстоун не считает деньги единственным показателем успеха. А сам бизнес для него не способ заработать очередной миллиард, а скорее тонкая интеллектуальная игра, позволяющая получать удовольствие от умопомрачительных бизнес-политико-пиар-комбинаций. "Кто сказал, что я делаю деньги? Я просто смотрю на какое-то дело и вижу, как сделать его еще лучше" , - обычно так Экклстоун объясняет истоки своего преуспевания. Притом он никогда не был замечен в сорении деньгами - даже самые дорогостоящие покупки скорее из разряда бизнес-инвестиций. Так, однажды Экклстоун купил целый дворец в Англии, а затем перепродал его за рекордную сумму, превышающую 100 миллионов долларов.

Вообще создается впечатление, что из любого, даже самого затруднительного положения Экклстоун найдет выход. Известно, что крупными спонсорами "Формулы" являются табачные компании. Европа же в последние годы все больше ограничивает рекламу табака. Не беда! Для Европы у Берни найдутся и другие спонсоры. А для рекламы давних "табачных" деловых партнеров "Формулы-1" очень хорошо подойдут новые формульные стадионы - например, в Китае, Турции или ОАЭ, тем более что правительства этих стран заинтересованы в проведении у себя престижных соревнований. "Формула-1" улучшает имидж страны, открывает новые возможности для бизнеса, способствует притоку туристов... Вполне логично, что в поле зрения Экклстоуна в связи с новой концепцией географического расширения чемпионата попала и Россия, страна для западного человека до сих пор достаточно экзотическая, что и требуется для привлечения внимания. Вдобавок ко всему наш рынок представляет значительный интерес для традиционных рекламодателей "Формулы" , а это очень внушительный пул. Здесь и компании, так или иначе работающие на автомобильном рынке, и топливные концерны, и ведущие производители бытовой техники, мобильных телефонов, компьютеров, и мировые сотовые операторы, не говоря уж о традиционном табаке и алкоголе, - все эти рынки растут. Думается, этап в России был бы для многих компаний очень весомым аргументом в пользу продолжения сотрудничества с "ф-1". Так почему же мы в таком случае до сих пор не участвуем в процессе?

Своим путем

Петербургские чиновники утверждают, Что предложения Берни Экклстоуна невыгодны городу. "Этап будет проводиться только раз в год, и город может рассчитывать лишь на прибыль от продажи входных билетов на автодром. Вся прибыль от телевизионной и прочей рекламы будет уходить владельцам "Формулы-1". Зато все расходы на организацию, а это около 30 миллионов евро каждый год, должны будут покрывать именно организаторы, то есть Петербург Над таким предложением нужно еще сорок пять раз подумать, прежде чем что-то затевать" , - негодует глава петербургского комитета по физической культуре и спорту Вячеслав Чазов. В петербургских СМИ уже подсчитали, что строительство автодрома со всей инфраструктурой обойдется как минимум в 200 миллионов долларов, что сопоставимо чуть ли не со строительством новой трассы Москва - Петербург

Правда, надо учитывать, что при существующем положении дел в российском автоспорте трасса была бы загружена если не круглый год, то по крайней мере весь летний период. Уникальный для нашей страны автодром наверняка захотят использовать организаторы национальных кольцевых серий и чемпионатов. Кроме того, во всем мире принята практика проведения на формульных трассах всевозможных картинговых и кузовных кубков. То есть у Formula Renault, WTCC, Porsche Carrera Cup и других гонок вполне могут появиться российские этапы. Да и сама "первая Формула" предполагает большие возможности для заработков: сюда относятся платные парковки для зрителей, продажа закусок и напитков, сувениров и аксессуаров... Не надо забывать и о доходах от туризма - человек, заплативший немалые деньги за билеты (сначала в далекую Россию, а потом еще и на "Ф-1"), вряд ли станет прозябать в "клоповнике" на окраине, питаться подножным кормом и игнорировать многочисленные местные достопримечательности. Так почему же провалились проекты строительства трасс в Нагатинской пойме (Москва) и Молжаниновском районе (Москва), а нынешние переговоры в Петербурге вновь не дали однозначных результатов?

Очевидно, ответ кроется все в том же комментарии Чазова: российские чиновники замахнулись на святое, на вотчину Экклстоуна, на его сундук с золотом, который он с тяжелыми кровопролитными боями отбил у конкурентов, - на телетрансляции. "Я бизнесмен и не привык терять деньги" , - сказал Экклстоун в одном из своих многочисленных интервью. Применительно к данной ситуации это значит, что Экклстоун не настолько заинтересован в России, чтобы пожертвовать для нашей страны своим самым ликвидным активом, тем более что это могло бы создать опасный для Берни прецедент.

F-Два ли не во всех странах-неофитах "Формулы-1" , вроде Турции или Китая, Бернард Экклстоун опирался в первую очередь на правительственную поддержку. На нее же рассчитывает он и в России. Однако, возможно, именно для нашей страны опытному бизнесмену стоит изменить подход и поискать крупного частного инвестора без посредничества государства. Ведь крупные компании могут заинтересоваться амбициозным, масштабным проектом из здорового бизнес-интереса, не требуя от владельцев элитной автоспортивной серии пресловутых "откатов" и мгновенных сверхприбылей от того, что им не принадлежит.Инвесторов, способных потянуть такой проект, в нашей стране найти вполне реально. Вот только позволит л и государство увести частному бизнесу у себя из-под носа столь лакомый кусок? Звучит не очень правдоподобно, однако не стоит забывать, что в российском этапе "королевских гонок" заинтересован не кто-нибудь, а сам Экклстоун. А это значит, любые чудеса возможны!