Перейти к основному содержанию

Главная      Дорожное бремя

Дорожное бремя

Когда в России появятся платные магистрали?

Доля частных инвестиций в строительство автодорог в России возрастет к 2030 году до 40 процентов. Об этом недавно заявил министр транспорта Игорь Левитин. По его мнению, к 2030 году доля бюджетных средств в финансировании строительства автодорог сократится с 80 до 60 процентов, а доля частных инвестиций увеличится с 20 до 40 процентов. Министр нацелил добиться повышения жизненного цикла дорог до среднеевропейского уровня - 30 лет.

Концессиям быть

По мнению министра транспорта РФ, этого можно достичь лишь за счет использования новых материалов и применения новых технологий. С 2011 года государство ежегодно будет выделять 120 миллиардов рублей на содержание федеральных автодорог, что соответствует фактической потребности. Те дороги, которые не сможет обновить государство, будут передавать на содержание частным инвесторам, пообещал министр.

Инвестиции в дорожную отрасль сегодня можно привлекать двумя способами: за счет концессий и по линии проектов, софинансируемых из Инвестфонда. Но пока, как известно, ни концессии, ни проекты Инвестфонда не запущены. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, в процессе проработки законодательной базы выяснилось, что положение об Инвестфонде надо менять и в закон о концессионных соглашениях нужно вносить изменения. Сейчас этим и занимается Госдума.

Но многое в законодательной и экономической деятельности приходится начинать с нуля. Закон об автомобильных дорогах лежал на полке 15 лет. Да и вообще законотворчество в области дорожного хозяйства оказалось весьма не эффективным. Необходимо создать условия, чтобы частный бизнес начал вкладывать средства в проекты. Инвесторов, конечно, беспокоит их окупаемость. Поэтому нужны поправки в концессионное законодательство, предусматривающие гарантии бизнесу по минимальной доходности объектов.

Судьба первых трасс

В то же время некоторые ключевые вопросы уже решены. С принятием Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» были расширены возможности государственного частного партнерства (ГЧП), заложенные законом о концессионных соглашениях. Завершена проработка теоретических аспектов концессионных соглашений, идет работа по их реализации. Начата разработка проектной документации на строительство следующих платных дорог: участков дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, дороги Краснодар–Абинск–Кабардинка, скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург на участке 58-й км – 684-й км, а также Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области.

Недавно Правительством России по поручению Президента РФ намечено выделить дополнительно на строительство автодорог 100 миллиардов рублей, из которых 60 миллиардов рублей предполагается направить на магистраль «Дон», связывающую Москву и Новороссийск.

Особое внимание к трассе «Дон» неслучайно. Ее значение трудно переоценить. Магистраль пересекает территорию семи субъектов Российской Федерации. Для большинства регионов она представляет вертикальную ось дорожной системы, соединяет административные и экономические центры со столицей страны. Эта дорога обеспечивает транспортные связи Центрального, Северо-Западного, значительной части Приволжского федеральных округов с югом России, морскими портами Черного и Азовского морей, крупнейшими в России курортными районами. Она входит в пять маршрутов, закрепленных в международных обязательствах Российской Федерации, включая международный транспортный коридор «Север-Юг».

Магистраль «Дон» - пионер в создании в нашей стране платных дорог. И хотя применяемая сейчас схема организации платной эксплуатации отдельных ее участков, например, в Липецкой области, достаточно проста, она приносит свои плоды. В федеральный бюджет ежегодно поступает сумма, которая почти покрывает расходы на эксплуатацию платных участков.

Поиск эффективных путей

По словам руководителя Федерального дорожного агентства Олега Белозерова, реализация инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства позволит обеспечить привлечение дополнительных внебюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры и улучшить качество услуг. А интерес к концессионным проектам со стороны частного бизнеса огромен. Ожидаемый объем частных инвестиций в реализацию этих проектов государственно-частного партнерства составит, по экспертным оценкам, не менее 80 миллиардов рублей.

Росавтодор занят поиском и других дополнительных источников финансирования дорожного хозяйства. Среди них облигационные займы, кредиты международных финансовых организаций, совершенствование механизмов компенсации вреда автомобильным дорогам при перевозках тяжеловесных грузов, развитие механизма концессий, внедрение неконцессионных видов инвестиционных договоров между государством и внебюджетными инвесторами, введение платных услуг дорожного сервиса, привлечение ресурсов организаций, заинтересованных в развитии прилегающих к автодорогам территорий.

Как отметил председатель конкурсной комиссии, заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, на участие в концессии претендуют очень крупные компании. Например, трассу Москва-Санкт-Петербург хотела бы строить и эксплуатировать компания, за которой стоит «Газпром». Она имеет в концессии половину дорог Испании и сотни тысяч дорог в Латинской Америке. Другие претенденты – крупнейшая итальянская и португальская компании.

Платные дороги, о которых так много говорится в последнее время, не решат проблему хороших дорог в стране. Но они станут важнейшими транспортными артериями, которые помогут энергичнее развиваться экономике, бизнесу. Вокруг них появятся тысячи новых предприятий и десятки тысяч новых рабочих мест. Они наверняка станут ярким примером эффективных проектов, успешного партнерства государства и бизнеса.